Совсем скоро, 17 и 18 июня с 12:00 до 22:00 сразу на трех площадках в исторической части Томска пройдет летний фестиваль «Лимонад». На территории Музея истории Томска, Музея славянской мифологии и Дома искусств расположится масштабный праздник, где будет много чего интересного: музыка, фудкорты, мастер-классы, лекции и маркеты. Подробнее о программе фестиваля мы уже рассказывали в отдельном тексте, а сейчас пришло временя поговорить с одним из идеологов и организаторов «Лимонада», томской предпринимательницей Алиной Беляевой.
Алина рассказала нам о любви к Томску, личной ответственности за свое благополучие, и почему для нее так важна атмосфера и эстетика. Но обо всем по порядку.
В двух словах, почему ты стала заниматься фестивалями?
-Я Томск люблю. Мне тут все нравится. Понятно, что есть проблемы, но моя семья всегда культивировала любовь к малой родине. Если ты можешь тут что-то к лучшему изменить, то делай. <…> Мне всегда хотелось проводить такие фестивали, и я ездила смотреть на подобные в Москву. Там всегда было очень красиво, приходили стильные люди, а у нас тогда был только Street Vision. Все остальное — анти-стиль, странные движухи на Ново-Соборной. Не было классных фотозон и стильных локаций. Поэтому у меня было два пути: жаловаться или делать. Жаловаться я не люблю, так что приняла решение создавать свое.
«Главное качество наших фестивалей — стиль и атмосфера»
Мы концентрируемся на атмосфере, ты приходишь и тебе классно. Там ты захочешь потанцевать, захочешь влюбиться и поцеловаться. Вот такой у нас фестиваль.
С атмосферой ясно, а чем на «Лимонаде» еще можно заняться?
-В этом году мы сделали три площадки, и это круто. Это очень большой фестиваль, больше 15 000 кв. метров, и между площадками можно будет свободно перемещаться. <…> Что люди любят больше всего? Музыку! Если другие фестивали иногда могут игнорировать этот пункт, то у нас музыкальная программа будет оба дня, на всех сценах одновременно. И она будет разная. Если тебе не понравится музыка на одной площадке — спокойно уходи на другую. Везде будут что-то играть, везде будут проходить лекции, и тоже разные. В Музее истории Томска — лекции по саморазвитию, в Первом музее славянской мифологии — лекторий о родительстве, а в Доме искусств расскажут про предпринимательство, бизнес и маркетинг.
Также одновременно будут проходить мастер-классы, которых у нас больше 40. Ожидается много интерактивных зон, инсталляций, фотозон, маркеты, фудкорты. За это люди и любят такие фестивали: ты приходишь и находишь активность себе по душе.
Почему выбрали именно эти площадки? Почему музеи?
-Мне нравится, когда вокруг красиво. А рядом с такими зданиями некрасиво быть не может. Хочется, чтобы люди соприкоснулись с местной историей и традициями, а, может, и заглянули бы потом в музеи на экскурсии и выставки.
Насколько вообще важно продвигать местных мастеров на таких фестах?
-Важно! Это и является нашей задачей. Мы с помощью фестиваля продвигаем местные бренды. Потому что они сидят в своих социальных сетях на 400-500 подписчиков и что-то тихонько делают. А как только выходят на большую аудиторию, то получают внимание тысяч человек. Столько людей может за день увидеть их товар. Они могут раздать свои визитки, попиариться, пообщаться с клиентами. Это однозначная поддержка местного предпринимательства.
А есть ли у томичей какое-то недоверие к местным брендам? Вроде как все свое, но лучше бы купить что-то известное и проверенное.
-Я такого отношения вообще не вижу. Сама ношу одежду томских брендов. Я люблю наше! А если к брендам несерьезно относятся, то они просто плохо себя позиционируют, у них плохой маркетинг. Но мне кажется, что сейчас наоборот появился очень мощный тренд на поддержку отечественных товаров. Как будто сейчас круто одеваться именно в российскую одежду. Сейчас об этом говорят все столичные стилисты. Носить локальное — круто!
А создание бренда и имиджа того же Томска — это необходимость? Или город может и сам по себе привлечь внимание?
-Мне кажется, что это классно для города, так повышается его узнаваемость с точки зрения туризма. Например, Оля из Музея славянской мифологии [Ольга Павлова, директор музея], у нее за выходные может пройти больше тысячи человек. В том числе из других городов. Все они привезли свои деньги, заплатили Музею, который выдает зарплаты и развивает регион. Или та же деревянная архитектура Томска. Она же привлекает к себе внимание, приезжают люди из Москвы, Питера и удивляются, потому что у них такого нет. Качать регион — важно и круто, иностранцы в восторге от Томска и Сибири.
Есть ли у тебя понимание, почему томичи, которые не уехали из города, несмотря на всего его объективные проблемы, так сильно любят город?
-Есть неромантичная сторона этого вопроса — зона комфорта. Для меня это точно она. Я понимаю, чтобы переехать в Москву и сохранить тот же уровень жизни, что есть у меня здесь, нужно будет делать намного больше действий, чем в Томске. Вторая сторона — комфортный ритм. Мне так нравится, что у нас до всего в городе добираться пять-семь минут. В том же Новосибирске нужно закладывать по 40 минут на дорогу, а в Томске я могу доехать до тренировки за семь минут, несмотря на то, что она у меня на другом конце города.
Еще в Томске очень цепляют люди, кто-то, даже куря и матерясь, остается при этом очень интеллигентным человеком. Ну и семья, конечно же, семья наверняка является серьезным якорем для того, чтобы остаться.
Что ты посоветуешь людям, которые не хотят уезжать из Томска, но при этом хотят очень счастливо и благополучно чувствовать себя тут?
-Во-первых, должна быть какая-то внутренняя ответственность. Ни в одном городе мира никто не станет просто так давать деньги и создавать благополучие, этого нужно добиться самостоятельно. Во-вторых, необходимо находить классные места в городе. Часто я слышу вопрос: а чем заняться в Томске, тут же ничего не происходит. Я просто пишу своим друзьям: один меня позвал на какой-то стендап, второй — на концерт. Даже просто можно сходить погулять в такую погоду. Если ты ищешь, то можешь замечательно проводить время в городе. Мой папа постоянно куда-то ходит, я не знаю, как он находит все эти мероприятия. Но они в Томске есть, и их много.
Почему вообще у томичей появляется такая незаинтересованность городом? Это все из-за бытовухи и личных дел?
-Да! Легко же спихнуть свою ответственность на что-то другое. Вот у меня много друзей переехали в Москву, и какой процент из них каждые выходные ходит на какие-то мероприятия? Как не спрошу про дела: играют в компьютер. А в Москве же мероприятий и событий на любой вкус и цвет! Я когда приезжаю туда, то просто не понимаю, как вообще все успеть. Лекции, бесплатные вебинары, фестивали — можно разорваться! Поэтому все всегда зависит от человека. Кто-то может жаловаться в Москве, а кто-то — находить интересное в Томске.
Как ты считаешь, могут ли локальные фестивали стать всероссийскими или начать привлекать людей из-за рубежа? Есть же Burning Man в США, на который едут со всех концов Земли. Может когда-нибудь тот же «Лимонад» стать масштабнее?
-Я предприниматель, и мне очень интересен масштаб, увеличение проекта. И хоть к нам на «Лимонад» и едут из других регионов, и даже со столиц, я себя пока что в настолько большой истории не вижу. Не понимаю, как это можно монетизировать, чтобы создать настолько грандиозный фестиваль. Однако мы с моим партнером Анжелой в будущем планируем выходить на соседние города, потому что в Томске начинаем ощущать приближающийся потолок.