Этим летом жители дома на Кулева, 3 записали обращение к президенту с просьбой спасти их от жилищного кооператива «Кулева 3», который пытается получить дом в свое управление. ЖК судится с УК «Система плюс», которая фактически управляет домом, с 2019 года.
Про закону, жилищный кооператив – это добровольное объединение граждан с целью управления домом, когда жители сами собираю деньги и напрямую платят их тем же ресурсникам.
По сути, некоммерческая альтернатива более привычному способу – заключению договора с УК. Поскольку, в отличие от управляющей компании, кооператив не преследует цель заработка. Однако некоторые томичи все же подозревают ЖК в желании нажиться на них.
Так, горожане рассказали редакции Tomsk.ru, что жилищный кооператив прибегает для этого к не самым честным способам борьбы. Жители получают по две квитанции на оплату «коммуналки» – от УК и ЖК; жалуются на фальсификацию протоколов собрания собственников; сообщают, что владельцы жилищного кооператива меняют замки на чердаках и обрезают провода не поддерживающих их жильцов.
А в июне дело и вовсе дошло до криминала – одну из жительниц дома избили в подъезде. Жители сообщают, что местные и региональные власти, а также силовики никак не реагируют на ситуацию. Историю противостояния ЖК и УК рассказывает редакция Tomsk.ru.
Несовершенства жилищного законодательства
Ситуация на Кулева, 3 берет свое начало еще в конце 90-х. Когда к многоквартирному дому пристроили два подъезда – седьмой и восьмой. Тогда Жилищного кодекс РФ, который сейчас позволяет выбрать только один способ управления домом, не было.
В результате к 2013 году в доме сложилась такая ситуация: первыми шестью подъездами дома управляла УК «Заводской массив», седьмым – ТСЖ «Учебная», восьмым – ТСЖ «Учебная-А».
Последний фактически находился под управлением семьи Хариных, которые сейчас хотят получить под управление дом в качестве ЖК «Кулева 3», рассказывают томичи. Официально руководителем организации числится другой человек. При этом в разговоре с журналистом Tomsk.ru Андрей Харин свою причастность к ЖК и ТСЖ не отрицал.
К 2014 году ситуация в доме изменилась. Как сообщил редакции Tomsk.ru замгубернатора Томской области по строительству и инфраструктуре Николай Руппель, тогда собственники на общем собрании приняли решение о передаче всего дома под управление УК «Заводской массив».
Поскольку ситуация с разными способами управления одним домом в тот момент уже была незаконной, пояснил нам юрист Владимир Фурсин, который представляет в суде интересы ЖК «Кулева 3». Он также считает, что передача дома под управление УК тогда произошла с грубыми нарушениями.
«В 2014 году департамент [ЖКХ и госжилнадзора Томской области] понял, что ситуация незаконна, и обратился в органы местного самоуправления, чтобы они выбрали для дома УК, если собственники сами не могут определиться. При этом никого не интересовало, что данный конкурс и договор управления не соответствовали законодательству. Органы местного самоуправления, департамент ЖКХ и прокуратура закрыли на это глаза. Но никто в суд не подавал, это не оспаривали», – говорит Фурсин.
Андрей Харин также считает это решение несправедливым. По его мнению, УК незаконно получила дом под свое управление, а ТСЖ осталось ни с чем. До сих пор ЖК «Кулева 3» через суд пытается получить дом под свое управление.
«Этот конкурс провели незаконно. Администрация не имела права проводить конкурс, когда была ТСЖ. Должно было быть предложено ТСЖ возглавить дом. Но, чтобы меня сместить, администрация пошла на это. Потому что администрация, видимо, получает деньги от УК. И такое не только со мной, я выяснял это с другими ТСЖ и УК. Это системная проблема в городе. Потому давление идет на меня в том числе. Открыто пока никто не говорит, но намеки есть, что следует перестать лезть куда-то. Типа того, чтобы я уехал», – говорит Харин.
Сейчас ЖК судится с «УК «Система плюс», которая теперь управляет домом. Суды идут один за другим: Харины проводят собрание собственников, на котором жильцы якобы принимаю решение о смене способа управления домом на кооператив. После чего собственники обвиняют семью в фальсификации подписей и идут в суд.
К настоящему моменту уже четыре протокола общих собраний собственников отменены решением Кировского райсуда. Некоторые собственники заявляли, что они не были на собрании и не оставляли своих подписей в поддержку кооператива.
Полиция дважды возбуждала уголовные дела по факту фальсификаций. Как рассказали нам местные жители, это не дало результата, поскольку силовики якобы не смогли установить, кто именно подделывал подписи.
Только в 2022 году в региональный департамент ЖКХ и ГЖН поступило около 200 обращений о фальсификациях. А в этом году в полицию поступило уже 13 коллективных жалоб.
«Идет борьба между УК, которую поддерживает совет дома, и сторонниками кооператива. Периодически людям, которые за УК, перерезают интернет-провода, кому-то шины прокалывают, разбрасывают листовки с намеком на то, что надо поддерживать ЖК, или будет плохо. Заявления писали участковому, но это оставалось без последствий, потому что найти виновника невозможно. С 2019 года мы выиграли три суда: доказали, что за ЖК подделывали подписи. После того, как суд выигрываем, тут же снова приносят поддельный протокол», – рассказала редакции Tomsk.ru собственница квартиры на Кулева, 3 Наталья (попросила не публиковать ее фамилию).
Местные жители обращаются в департамент и с жалобами на то, что они получают квитанции по оплате коммунальных услуг и от УК, и от ЖК.
«Мы четвертый год подряд получаем две кавитации. Некоторые люди на это клюют, оплачивают их. Все жильцы возмущаются, почему никто ничего не делает, почему власть нас не защищает, почему эти квитанции идут и идут? Государственные орган нам никак не помогают. Говорят ждать, пока суды идут. И достаточно большой процент жильцов просто сидит и ждет, чем все кончится, никому не платят», – говорят местные.
Региональные власти пояснили нам, что «после разрешения всех судебных споров управляющая компания и жилищный кооператив должны самостоятельно урегулировать вопросы оплаты собственниками денежных средств».
«Возникшая в вышеуказанном доме ситуация в том числе связана с несовершенством жилищного законодательства, так как количество проводимых общих собраний собственников для смены управляющей организации либо либо способа управления не ограничено», – заключили региональные власти.
Криминальный исход
Указанные замгубернатора Николаем Руппелем «несовершенства законодательства» привели к тому, что этим летом одну из местных жительниц избили в подъезде. Как утверждают горожане, это дело рук сына Андрея Харина Михаила Хомякова.
Якобы томичка застала мужчину в подъезде, когда он в очередной раз обрезал провода, и сделала ему замечание. За что и получила несколько ударов по голове. Со слов свидетелей, женщину госпитализировали с сотрясением мозга и переломом носа.
В полиции редакции Tomsk.ru сообщили, что правоохранители возбудили дело по статье о причинении легкого вреда здоровья. А мужчину отправили в следственный изолятор.
В свою очередь, Андрей Харин назвал обвинения надуманными, а уголовное дело — фальсифицированным. По его словам, на это указывает тот факт, что по этой статье выбрали нехарактерно строгую меру пресечения.
УК или ЖК: интересанты борются за голоса жильцов
По мнению юриста Владимира Фурсина, жителям Кулева, 3 стоит отдать предпочтение жилищному кооперативу как способу управления домом. И одновременно нанять для обслуживания дома УК.
«При этом собственники собирают деньги на расчетный счет кооператива, контролируют деятельность управляющей организации. Если нет к ней претензий, они перечисляют деньги управляющей компании. Если есть – деньги остаются на расчетном счете кооператива. [При таком способе управления] есть финансовый контроль. За управленческие услуги председатель получает выплату, при этом штат сотрудников не нужен», – говорит Фурсин.
Противоположного мнения придерживается директор «УК «Система плюс» Роман Телепов. Он рассказал редакции Tomsk.ru, что опыт реализации схемы, которую предлагает Фурсин, не всегда положителен для жильцов.
«Например, на Богдана Хмельницкого, 5/1 люди пытались реализовать эту схему. Там было уже два или три председателя. Они аккумулируют деньги, с подрядчиками не рассчитываются, долги растут, управляющая компания просто разворачивается и уходит. Потом люди не могут ни воду включить, ни отопление. Тут ситуация сильно зависит от личности человека, который будет председателем. Не всегда это бывают честные люди», – отмечает Телепов.
Ключевой проблемой он называет то, что жилищный кооператив, в отличие от управляющей компании, может ни перед кем ни за что не отчитываться.
«И тогда начинает твориться беспредел. Например, на Мира, 35, Комсомольском, 44. Там абсолютная такая же ситуация: вошли в кооператив, а выйти из него уже не могут. Собирают собрания, начинают опротестовывать решения в судах. А у людей денег на юристов нет – какое-то время занимаются, потом бросают», – говорит Телепов.
Николай Руппель пояснил редакции Tomsk.ru, что с точки зрения закона такой вариант возможен. Но властям известно только о двух случаях реализации этой схемы в Томской области.
Всего на начало августа в регионе 302 дома находились под управлением 263 жилищных кооперативов. Начиная с 2015 года, ежегодно в среднем собственники помещений создают 25 жилищных кооперативов.
Ранее редакция Tomsk.ru сообщала еще об одной проблеме на Кулева, 3. Жители одного из подъездов уже несколько лет не могут пользоваться горячей водой из-за переустройства соседских квартир.