На этой неделе прокурор Томской области Игорь Паницкий просил судью Советского суда Дмитрия Борисова приговорить экс-замгубернатора региона Юрия Гурдина к восьми годам колонии. Он обвиняется по ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 160 УК РФ (организация растраты), ч. 5 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа).
Напомним, о задержании Юрия Гурдина стало известно в июле прошлого года. Его вместе с директором фонда «ТомскИнвестСервис» Андреем Хващевским обвинили в растрате 79 миллионов рублей при оплате мастер-плана межвузовского кампуса в Томске. По версии обвинения, работы на самом деле стоили около 30 миллионов рублей, тогда как фонд заплатил за них 110 миллионов. Хващевский признал вину в растрате и получил полтора года колонии, дав показания против Гурдина.
Признание Хващевского
Свое выступление адвокат Екатерина Ростинина начала с того, что суд и судебное следствие по уголовному делу Юрию Гурдина длились два года, а началось это с Андрея Хващевского, который дал показания против Гурдина.
«Настоящая история началась с лживого доноса сломавшегося, малодушного человека Андрея Хващевского. Не буду судить поступок отца пяти детей. Человека, которого обманули, пообещав отпустить его из СИЗО №1, если он заключит досудебное соглашение, а отпустили его, как нам всем известно, почти через год. У него видимо были свои причины для такого низкого поступка. В данном случае — его показания это не признательные показания, а самооговор и оговор моего подзащитного», — сообщила Екатерина Ростинина.
Обогащение ГК «Гранит»
Гурдину вменяется факт того, что он организовал хищение бюджетных средств в интересах ГК «Гранит», специалисты которой занимались разработкой концепции студенческого городка в Томске.
По версии гособвинителя, Юрий Гудин через Станислава Ящука (гендиректора АО «Региональный деловой центр Томской области») дал указание Андрею Хващевскому (директору фонда «ТомскИнвестСервис») привлечь к разработке концепции томского студенческого городка ГК «Гранит», и, в обход №44-ФЗ, выделить субсидию непосредственно фонду «ТомскИнвестСервис».
Но, как сообщила Екатерина Ростинина, такой цели перед Гурдиным не стояло, поскольку никакой связи между ее подзащитным и Андреем Евдокимовым (директором ГК «Гранит», — прим.ред. Tomsk.ru) нет.
«В материалах уголовного дела содержится справка ФСБ о том, что взаимосвязи между Гурдиным Евдокимовым, а также их родственников, не установлено. При этом, вменяемая 160 статья УК РФ — является хищением. Как известно, и прямо следует из Постановления Пленума, при доказывании хищения в обязательном порядке должна быть установлена и выявлена корыстная цель, однако материалы уголовного дела не содержат доказательств корыстной цели, связанной с желанием Гурдина растратить средства в пользу ГК «Гранит», — пояснила Екатерина Ростинина.
Также адвокат акцентировала внимание суда на том, что сам Евдокимов в ходе своего допроса полностью отрицал какое-либо незаконное обогащение.
«В своих показаниях он подробно сообщил суду, что все полученные по договору денежные средства были потрачены на разработку дорогостоящей концепции», — пояснила Екатерина Ростинина.
Общение с Хващевским и Ящуком
Кроме этого, в суде не было доказано, что Юрий Гурдин общался или каким-то образом взаимодействовал с Андреем Хващевским или Станиславом Ящуком. Обвинение же утверждает, что именно через взаимодействие с этими людьми и была организована растрата бюджетных средств.
По словам Екатерины Ростининой, в настоящем уголовном деле нет доказательств того, что Гурдин переписывался, общался по телефону или встречался с Хващевским или гендиректором АО «Региональный деловой центр Томской области» Станиславом Ящуком. А организовать преступление без взаимодействия с исполнителем, как утверждает адвокат, невозможно.
Основное доказательство обвинения — служебная записка
Также сторона обвинения утверждает, что простая служебная записка за подписью Гурдина с вариантами финансирования концепции разработки кампуса сыграла главную роль при организации растраты.
Именно после этой записки, по мнению гособвинителя, департамент финансов перечислил 56 миллионов рублей в фонд «ТомскИнвестСервис», который и заключил договор о создании концепции кампуса с ГК «Гранит».
Но, как утверждает адвокат Екатерина Ростинина, данное письмо именуется не иначе как «служебная записка», которая не являлась основанием для внесения изменений в бюджетную роспись.
«Согласно приказу от 29.12.2014 №35 «О внесении изменений в Приказ Департамента финансов Томской области от 14.12.2007 №39», сопроводительное письмо для внесения изменений в сводную бюджетную роспись могло быть подписано исключительно руководителем ГРБС, в данном случае руководителем департамента инвестиций Томской области. То есть, никакие подписанные Юрием Михайловичем документы не могли бы являться сопроводительным письмом. Это была стандартная служебная записка», — уточнила Екатерина Ростинина.
Поддельные документы
Вторая часть обвинения Гурдина — ч. 5 ст. 327 УК РФ «использование заведомо подложного документа».
При своем допросе Гурдин пояснил, что при устройстве на работу в администрацию Томской области он никакие документы, кроме трудовой книжки, не подавал. Кроме этого, его личное дело никогда не хранилось в здании обладминистрации, а хранились в кадровом представительстве региона в Москве.
«В деле отсутствуют дипломы! Утверждение, что они поддельные есть, а самих дипломов нет. И как быть? Как узнать, что именно оригиналы дипломов — подделка? А что, если в непонятно откуда взявшемся личном деле, не те копии? А на самом деле были другие дипломы?», — сообщила адвокат.
Кроме этого, как отметила адвокат, Гурдин не являлся госслужащим, а являлся лицом, замещающим государственную должность, поэтому он не нарушал №78-ФЗ, как утверждает гособвинитель.
«Полагаю, что уголовное дело по статье 327 УК РФ, которое возбудили “в связи с нарушением закона №78-ФЗ”, было возбуждено незаконно. Незаконно оно расследовалось в Томске и сейчас рассматривается с нарушением территориальной подсудности», — констатировала Екатерина Ростинина.
Просим оправдать
«Поражает мера наказания, которую попросил прокурор. По делу, где отсутствует состав преступления, по делу, где оговоривший себя исполнитель (речь об Андрее Хващевском), который, со слов гособвинителя, имел корыстный умысел и получил срок в 1,5 года, а моему подзащитному, при полном отсутствии доказательств его причастности, и основанном лишь на убеждении прокурора, государственный обвинитель попросил восемь лет колонии общего режима», — рассказала Екатерина Ростинина.
Адвокат добавила, что надеется, что суд вынесет Юрию Гурдину оправдательный приговор.
«Нам остается только надеяться на компетентность и независимость суда! И, стоя сейчас перед судом, я прошу услышать нас! Внимательно разобраться в нормах законодательства и положить конец несуществующему обвинению с несуществующим преступлением», — подытожила свое выступление Екатерина Ростинина.
Следующее заседание, на котором экс-замгубернатора Юрий Гурдин скажет последнее слово, а также услышит свой приговор, состоится во вторник, 13 августа.