Авторские материалы

«Считаю, что необходимо обучать молодых специалистов несколько иначе»: северчанка Людмила Ермакова о том, каково это быть учителем

13:01 / 05.10.23
2526

Ко Дню учителя, 5 октября, редакция Tomsk.ru побеседовала с представителем профессии, чтобы понять «внутренности» этой работы

Мы в социальных сетях:

Людмила Ермакова с самого детства любила рисовать, даже поступила в художественную школу в ее родном городе Оренбурге, а затем и в местное педагогическое училище. После перебралась в Омск и там пошла в пединститут. В 1984 году к ним приехал представитель из Северска (тогда еще Томск-7), который набирал молодых педагогов для работы. Недолго думая, 23-х летняя Людмила вместе с мужем собрала вещи и переехала в Томскую область. 

«Северская гимназия (бывшая школа №77), по-моему, стала четвертой школой, в которую я пришла устраиваться. До этого меня никуда не принимали, я тогда была в интересном положении. Но директор гимназии, несмотря на все это, решила меня взять и оставить после того, как я проработала один месяц и ушла в декрет. Как мне потом сказали учителя, которые работали не первый год, для нее это было несвойственно. Запомнились больше не столько уроки, сколько люди, с которыми я познакомилась в школе. Друзей тут не было, никого не было, мы с мужем город не знали, жили в гостинице. А коллеги нам помогали, поддерживали, рассказывали, что и где лучше покупать», — говорит учительница.

«Считаю, что необходимо обучать молодых специалистов несколько иначе»: северчанка Людмила Ермакова о том, каково это быть учителем

Примерно с начала 2000-х годов в России начали появляться профильные классы. Так, в 2004 году в Северской гимназии открывается первый профильный художественно-эстетический класс, который существует уже почти 20 лет. Там учеников готовят к поступлению в вузы на архитектора, дизайнера, реставратора и другие творческие профессии.  

«Набор в 2004 году —  это наши первопроходцы, которые доверились нам. Все было в новинку: педагоги, объединение двух учебных планов — гимназии и художественной школы. Тогда мы сами плохо понимали, чему учить ребят, но быстро разобрались, куда, как готовить, стали с вузами связь поддерживать. Сейчас им уже по 34-е года, и большая часть работает по специальности. Очень горжусь теми, кто ведет эту деятельность и преподает, кто-то даже открыл свои дизайнерские студии», — подчеркивает героиня.

«Считаю, что необходимо обучать молодых специалистов несколько иначе»: северчанка Людмила Ермакова о том, каково это быть учителем

Почти каждый человек понимает, что быть учителем — большой труд, который забирает много как личных, так и эмоциональных ресурсов. Дети все разные, и к каждому нужно найти свой подход. Особенно сложно может быть молодым специалистам, которые только вступают на этот путь. 

«Сейчас к нам пришли молодые преподаватели, в прошлом году тоже были. Коллектив обновляется, они вносят какую-то изюминку в нашу рутинную работу, но им трудно. У нас несколько новых учителей из-за стресса и нагрузки увольнялись, кто-то через неделю, кто-то через год. Ты видишь эту картину и понимаешь, что работать сложнее и сложнее. А молодежь к таким трудностям не готова. Я считаю, что необходимо обучать молодых специалистов несколько иначе: знание предмета — отдельная история, а вот знание психологии современной молодежи — это необходимо. Нужно больше общаться с практикующими педагогами, узнавать, как они выходят из сложных ситуаций. Но реализовать такое обучение непросто. Поэтому каждый приходит и пытается выживать, как умеет. Попались хорошие наставники — отлично. Я просто помню, что в мои 23-и года мне практически каждый учитель в школе помогал. Да и я сейчас стараюсь работать с новыми специалистами по изобразительному искусству. Каждый раз подхожу, что-то объясняю, например, как тему для урока придумать, как составить программу», — рассказывает Людмила.

«Считаю, что необходимо обучать молодых специалистов несколько иначе»: северчанка Людмила Ермакова о том, каково это быть учителем

Учительница ИЗО с педагогическим стажем в 39 лет считает, что изменения в разных поколениях есть, и они заметны. К тому же у каждого свои особенности, к которым необходимо привыкнуть

«Во-первых, дети стали более любознательными. Поскольку доступ к информации открыт, много интернет-ресурсов, у детей, которые не стесняются интересоваться новым, появилось больше возможностей. Раньше надо было пойти в библиотеку, найти нужную книгу, а сейчас доступность информации позволяет детям получать знания быстрее. 

Во-вторых, многие из них стали избирательнее, хотя это спорный вопрос. Раньше все делали то, что надо и положено, даже если это не нравилось: посещать классный час, учить все предметы, ходить на физкультуру. Сейчас все сводится к одной фразе: «Мне это не надо». У многих нет понимания того, что все науки нужны, все науки важны, и что все знания, полученные в школе, будут так или иначе использованы в процессе жизни», — подчеркивает северчанка.

«Считаю, что необходимо обучать молодых специалистов несколько иначе»: северчанка Людмила Ермакова о том, каково это быть учителем

В любой профессии есть свои трудности и «подводные» камни, несмотря на это, Людмила Ермакова не собирается покидать свой «пост».

«Мне иногда хочется закрыть кабинет и уйти с концами, но я понимаю, что это лишь этап. У всех бывают трудные времена в любой профессии. Не дает уйти радость, которую испытываешь от детей, от некоторых воспоминаний, ну и финансовая нестабильность тоже играет свою роль.

Я люблю свой предмет. Не вижу себя учителем в другой области. Во-первых, нет каких-то строгих рамок. У детей есть возможность показать собственные эмоции и впечатления. Изобразительное искусство — это не русский язык или математика, где из-за нескольких ошибок тебе могут поставить «два». Здесь каждый двигается в своем темпе. Я считаю, что мой предмет важен наряду с музыкой, физкультурой и технологией. Он приносит эмоциональный отдых ученикам, потому что если все предметы только обучающие, где нужно много думать, писать, отвечать, то ИЗО помогает отдохнуть, перезагрузиться перед следующим уроком», — подытожила учительница.