Алина Пхалагова — вокальный тренер, преподаватель современного эстрадного вокала для взрослых, режиссер-постановщик массовых представлений, а еще выпускница факультета психологии ТГУ. Как знания по психологии помогают людям не просто запеть, а «зазвучать» — в новом выпуске совместного проекта Tomsk.ru и ТГУ «Университет без границ».
Я пела с детства. В 11 классе меня пригласили учиться в ГИТИС на кафедру вокального искусства и в МГПУ на кафедру эстрадно-джазового вокала без вступительных экзаменов. Но я была несовершеннолетней, и родители меня не отпустили. Думаю, в том числе потому, что музыка в нашей семье не считалась чем-то значимым, чем можно зарабатывать на жизнь. Поэтому в срочном порядке пришлось выбирать что-то поближе. Я подала документы в СибГМУ на лечфак, в ТГУ — на биологию и психологию и даже в Новосибирский аграрный — на ветеринарию. Поступила везде и выбрала наиболее интересное для себя направление — психологию в Томском государственном университете.

Психология
Начинала обучение по специальности «Клиническая психология». Было много интересных предметов: психосоматика, психодиагностика, зоопсихология, возрастная психология, психологическое консультирование, супервизия, психотерапия. Мне нравилось ходить на те дисциплины, где преподаватель был сам увлечен своим предметом и с энтузиазмом преподносил знания. Это очень мотивировало, тогда и я включалась в учебу на полную. Самым сложным предметом для меня была высшая математика — до сих пор не понимаю, как смогла сдать зачет.
«Сложной была физкультура. Я всегда шутила, что ТГУ — университет физкультуры, так как посещать ее нужно было два раза в неделю — чаще, чем некоторые профильные предметы, а еще сдавать нормативы в начале и в конце каждого курса, и из-за систематических прогулов физкультуры часто отчисляли».
Я хорошо общалась с преподавателями, так как была старостой группы, и, конечно, нужно было подавать пример и сдавать работы вовремя. Мне в этом плане повезло с группой — в большинстве своем это были активные ребята, которые стремились учиться. Создавался здоровый соревновательный дух, который помогал держаться в строю. На третьем курсе со мной случилось творчество, и я с головой ушла в работу по кавер-группе и своей студии.


Совмещать было тяжело, к тому же я перевелась на другую специальность и в другую группу — необходимо было закрывать академическую разницу и, бывало, «пары» пропускала. Но всегда договаривалась с преподавателями — узнавала, какие работы и в какой срок нужно сдать, очень выручали конспекты одногруппников, благодаря чему не отставала и закрывала сессии. Даже университет закончила с красным дипломом. Хотя, если оглянуться назад, практически все мое студенчество прошло в Центре культуры ТГУ и Профкоме ТГУ…
Вокал
На первом курсе меня записали в «Первый шаг» — это конкурс талантов для первокурсников. У нас было трио, и так получилось, что весь номер поставила я сама. Мы тогда ничего не заняли, но меня заметили организаторы, и с тех пор из Центра культуры ТГУ я не выхожу уже практически 10 лет.
На следующий год меня снова пригласили в «Первый шаг», но уже руководителем вокального направления. И хотя музыкой и вокалом я занималась с самого детства, но до того момента никогда не преподавала. Благодаря этому опыту я начала свою преподавательскую карьеру. Так, я курировала музыкантов и вокалистов в разных проектах и конкурсах на протяжении всех лет обучения, сама неоднократно участвовала в «Студенческой весне» и даже один раз поставила ее в ТГУ.


На третьем курсе создала собственную студию вокала «Империя» при университете. Мы с командой из 25 человек создали идеальную «мастерскую настоящего артиста»: наши подопечные на протяжении полугода каждую неделю ходили на занятия по вокалу, актерскому мастерству и хореографии, обучались постановке номеров. В конце учебной программы организовали отчетный концерт с привлечением партнеров — томских бизнесменов, студий, школ и компаний. Мероприятие получилось очень крутым.
Также во время университета я начала работать в разных кавер-группах, благодаря двум ребятам, с которыми познакомилась на «Студенческой весне». Сначала на бэк-вокале, потом стала фронтвумен. А в 2022 году собрала собственную рок-кавер-группу «Нравы». Сейчас мы не выступаем, но это было замечательное приключение и, конечно, бесценный опыт.
«В тот период меня очень поддержал преподаватель Факультета психологии Павел Николаевич Савин. Он очень умный, разносторонний человек и, оказалось, слушает рок. Когда он узнал, что у меня группа, говорит: «Пхалагова, я слышал, ты рок поешь? Молодец, приду послушать!». И действительно приходил на несколько наших выступлений».
Я очень благодарна ТГУ, что взрастил во мне настоящего лидера. Я была очень скромной, но на скромности «Империю» не построишь! Пришлось найти в себе «тот самый голос», стать руководящим звеном, которым я с удовольствием являюсь и по сей день. Благодаря университету я познакомилась с огромным количеством творческих людей, которые непосредственно повлияли и влияют на мой карьерный рост. ТГУ помог мне по-настоящему поверить в себя, в свои силы и возможности, показал, что если захотеть, то возможно все.
А дальше…
После выпуска я продолжила преподавать вокал, получила профильное образование, обучилась инновационным техникам у мэтров эстрады и два года назад открыла студию вокала «Просто петь», в которой сейчас и работаю. Начинала я офлайн — в центре Томска, но со временем появились желающие заниматься из других городов , и студия перешла в онлайн-обучение. Это оказалось более эффективным форматом, так как можно подключаться из любой точки мира, у каждого ученика есть личный кабинет, где он может отслеживать свой прогресс, пропуски и посещения, делать домашние задания и т.д. Сейчас воспитанники студии — это лауреаты различных конкурсов и фестивалей, от региональных до международных, а также авторы собственных песен, и я очень ими горжусь.

Еще в 2022 и 2023 годах попробовала себя в роли контент-менеджера для двух томских авторских групп — так я впервые поработала с авторами. Это оказалось очень интересно: мне пришлось полностью погрузиться в их мир, чтобы понять, что они за люди и как их представлять другим — безумно крутой опыт.
Каждый год сотрудничаю с ТГУ в постановке «Студенческой весны» и курирую музыкальное и вокальное направления. Являюсь неизменным членом жюри фестиваля «Первый творческий» при Томском государственном университете, постоянным членом жюри областного творческого фестиваля «СОбытие» при Томском региональном отделении Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды», а также членом жюри других различных вокально-музыкальных конкурсов и фестивалей, ставлю творческие номера и сотрудничаю с вузами и томскими компаниями в постановке и режиссуре вокальных номеров.

Синергия
Знания, полученные в вузе, несомненно помогли и продолжают помогать в моей работе, так как вокал и психология неразрывно связаны. Психология помогает лучше понять учеников, их чувства, мотивацию и страхи. Например, многие начинающие вокалисты сталкиваются со страхом сцены или неуверенностью в своих способностях настолько, что порой зажимы мешают просто открыть рот.
Знания помогают мне подобрать упражнения, слова, подходы к ученикам, чтобы помочь им справиться с глубинными страхами. Я часто слышу, что люди нашли во мне не просто преподавателя вокала, но еще и классного психолога. У меня есть ученица, которая пришла ко мне пять лет назад — она была настолько скромная, что боялась даже поднять глаза, и часто плакала, если что-то не получалось. Это все последствия травм, нанесенных музыкальной школой, неосторожными высказываниями друзей, близких, родных. Мы много разговаривали, обсуждали каждое упражнение, каждое действие, учились открывать рот с нуля, двигаться, издавать звук громче шепота. Спустя год она впервые вышла на сцену, еще через два — заняла первое место на вокальном конкурсе, а год назад поступила в музыкальный колледж имени Э. Денисова.
И таких примеров у меня много, ведь практически каждому требуется психологическая поддержка. Благодаря моему образованию я могу дать ее своим ученикам, помочь им найти собственный голос и запеть так, как они и мечтали.