Раз в месяц зайти в аптеку за лекарствами. Как выяснили социологи, для более трети россиян это обычная схема. С частотой раз в неделю к фармацевтам заглядывает почти каждый 10-ый респондент. И только 2% рассказывают, что обходятся без медикаментов. Хотя в этом тоже зачастую бывает доля лукавства, считают эксперты.
По словам специалистов, важно понимать, чем аптека отличается от магазина.
«Специалист с профильным образованием может проконсультировать покупателя. Это очень важный момент. Например, фармацевт может порекомендовать сменить форму лекарственного средства с таблеток на суспензию или капсулы, если болит желудок, либо посоветовать капли в нос на основе масла, которые действуют более мягко. К таким консультациям можно допускать только человека с профильным образованием. Такие знания дает фармацевтический колледж, а высшее фармацевтическое образование должно быть у директора аптеки, так как он занимается управлением, финансами», — отметила исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Лилия Титова на форуме «В фокусе – здоровье», организованном фармацевтической компанией «Гедеон Рихтер».
Эксперт указала на серьезную проблему, которую надо решать.
«У нас врачи разучились выписывать рецепты. Пациент, выходя от врача, должен держать в руках рецепт, даже если препарат безрецептурный. Это как напоминание о том, что надо пролечиться и чем именно. Врачей загоняют во временные рамки, что отражается на времени приема и зачастую его не хватает на оформление рецептов. Сейчас работу врачам облегчили, разрешив выписывать рецепты на русском языке, хотя всегда это делалось на латыни. Рецепт — это не просто листочек, а памятка для больного о назначении. С ней он не перепутает название, дозировку, время приема. Это принципиально важно. Писать названия препаратов на бумажках или диктовать их по телефону — это порочная система последних лет. Ее надо искоренять. Надо просто приучиться к тому, что рецепты надо выписывать. Они действительны от нескольких недель до целого года в зависимости от курса лечения и вида препаратов», — пояснила специалист.
Лилия Титова также прокомментировала изменения в правила предоставления сведений в систему Мониторинга движения лекарственных препаратов. Они вступили в силу с 1 сентября.
«Ничего ужасного не будет. Все как было, так и есть. Особые требования теперь только к препаратам, которые выписываются на специальных бланках. Они и сегодня уже имеют эти номера. Ни на пациенте, ни на враче это никак не отражается. Раньше аптека заносила эти сведения в отдельный журнал, теперь данную процедуру необходимо делать в системе маркировки. Это касается препаратов, которые подлежат предметно-количественному учету. Они выдаются бесплатно федеральным и региональным льготникам. Это очень маленькая категория препаратов. С другими препаратами все будет, как прежде», — рассказала исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций.
Лекарства в России сегодня отпускают около 110 тысяч организаций. По словам Лилии Титовой, за определенный отрезок времени открывается и закрывается примерно одинаковое число аптек.
«Конкуренция для пациентов хороша, а для самих аптек — не очень. Им приходится работать с ценами, делать красивые торговые залы, проводить акции. Фармацевтический рынок очень вырос с 2009 года. Он растет за счет новых препаратов. Они всегда дороже старых. При этом не надо списывать со счетов давно известные лекарства. Тот же самый парацетамол во время пандемии коронавируса лучше всего снижал температуру и его всем назначали, хотя препарату не один десяток лет», — обратила внимание специалист.
Аптека остается единственным местом, куда пациент может обратиться со своими проблемами без записи. Об этом напомнил директор института профессионального образования Ассоциации врачей первичного звена СИРАНО, профессор Анатолий Стремоухов.
«От того, как человека встретят в аптеке и какие вопросы зададут, будет зависеть весь его дальнейший маршрут. Намного разгружает первичное звено и укорачивает цепочку, когда в аптеке могут посоветовать средство от бессонницы, тревоги или легких инфекций. У многих медиков сейчас потеряны навыки диагностики, критического мышления. Все сетуют на загруженность терапевтов. Но при этом экспериментально установлено, что если врачу не перебивать пациента и дать ему сформулировать жалобу — это займет всего 90 секунд. При этом уточнения нужно задавать в процесс обследования, пациент может продолжать рассказывать, а ты смотришь на него и делаешь выводы: одного ли диаметра зрачки, нет ли асимметрии лица. Но врачи перебивают больных уже с 21-ой секунды, начинается свалка между врачом и пациентом. И дальше прием потерян», — резюмировал эксперт.
Ранее томский проект по доставке лекарств почтой вошел в топ-5 лучших практик РФ.
Также мы рассказывали, что томские пациенты с хронической обструктивной болезнью легких полгода остаются без жизненно важного препарата.
Губернатор Томской области Владимир Мазур заявил, что лекарств для льготников не хватает в регионе. Жители области массово жалуются на дефицит льготных медикаментов.