Несмотря на то, что судебный процесс находится на финальном этапе, судья Дмитрий Борисов удовлетворил ходатайство прокурора, и оставил бывшего замгубернатора Томской области по инвестиционной политике и имущественным отношениям Юрия Гурдина в СИЗО еще на три месяца.
Напомним, что ранее гособвинитель Игорь Паницкий запросил для Гурдина восемь лет колонии, штраф в размере 500 тысяч рублей, а также взыскать с него 79 миллионов рублей ущерба в пользу бюджета Томской области.
Обвиняют Гурдина по ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 160 УК РФ (организация растраты бюджетных средств в особо крупном размере) и по ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа).
Подробнее об обвинении
По версии гособвинителя, Юрий Гудин через Станислава Ящука (гендиректора АО «Региональный деловой центр Томской области») дал указание Андрею Хващевскому (директору фонда «ТомскИнвестСервис») привлечь к разработке концепции томского студенческого городка ГК «Гранит», и, в обход №44-ФЗ, выделить субсидию непосредственно фонду «ТомскИнвестСервис».
Гурдина вместе с директором фонда «ТомскИнвестСервис» Хващевским обвинили в растрате 79 миллионов рублей при оплате мастер-плана межвузовского кампуса в Томске. По версии обвинения, работы на самом деле стоили около 30 миллионов рублей, тогда как фонд заплатил за них 110 миллионов. Хващевский признал вину в растрате и получил полтора года колонии, дав показания против Гурдина.
«Нежелание разобраться и откровенное передергивание фактов»
В ходе реплик защитники Юрия Гурдина в очередной раз акцентировали внимание суда на том, что позиция обвинения строится в первую очередь на свидетельских показаниях. При этом, как отметил адвокат вице-губернатора Алексей Мынка, никто из свидетелей не сообщал о том, что они изначально знали о преступных намерениях Гурдина.
«Красной линией в обвинении проходит фраза, что именно эти свидетели были против выделения субсидии, поскольку это шло вразрез №44-ФЗ. Именно эти свидетели показывали, что Гурдин лоббировал интересы и действовал в интересах ГК “Гранит”, но при этом конструкция обвинения показывает, что данные свидетели не были уведомлены о преступных намерениях Гурдина. Это прямое противоречие! То есть, по мнению обвинения, с одной стороны, они знали о неправомерных действиях Гурдина, при этом само обвинение говорит о том, что они все-таки не были осведомлены», — уточнил один из защитников Гурдина.
Адвокат Мынка также обратился к ст. 42 УК РФ, в которой сообщается, что «лицо, совершившее умышленное преступление, во исполнении заведомо незаконных приказов, несет уголовную ответственность на общих основаниях».
«Получается, если они знали и осознавали, что выполняют незаконные распоряжения Гурдина, почему же их-то не привлекли к уголовной ответственности? Мы полтора года бьемся над тем, чтобы доказать невиновность Гурдина, но сложно доказать отсутствие факта. Мы уже столько раз говорили, что нет ни состава, ни событий преступления и все документы подтверждают вышесказанное. Непонятно, почему позиция гособвинения складывается из нежелания разобраться, откровенного передергивания фактов и вырывания из контекста», — подытожил свое выступление Мынка.
«Новая форма хищения — бескорыстное хищение»
Вторым в репликах выступал защитник Юрия Гурдина Денис Чемерзов, который напомнил гособвинителю, что им так не была доказана связь между Юрием Гурдиным и компанией «Гранит», в интересах которой он якобы организовал хищение бюджетных средств.
«Уважаемый государственный обвинитель, а вы так и не ответили на вопрос: “почему Гурдин хотел, чтобы денежные средства были получены именно “Гранитом”?” Именно отсутствие ответа на поставленный вопрос и дает основание защите говорить не только о новой — бескорыстной — форме хищения, но и о незаконности предъявленного Гурдину обвинения по ч. 3 ст 33 и ч. 4 ст. 160 УК РФ, предусматривающего уголовную ответственность за организацию хищения бюджетных средств в форме растраты», — отметил адвокат.
Напомним, ранее защитники Гурдина не раз указывали на тот факт, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, указывающие на связь Юрия Гурдина с ГК «Гранит». Следовательно, как сообщают адвокаты экс- замгубернатора, у него не было мотива настаивать на выделении субсидии фонду, чтобы соглашение было заключено именно с «Гранитом».
«Имейте смелость отказаться от обвинения!»
Последней в репликах выступила адвокат Екатерина Ростинина, призвавшая прокурора вовсе отказаться от обвинения по ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа), по которой также обвиняется Юрий Гурдин.
Напомним, по версии следствия Юрий Гурдин купил поддельные дипломы ТГАСУ и ТГУ, которые представил во время трудоустройства на должность замгубернатора в администрацию Томской области. Как сообщил в прениях прокурор, сделал он это с целью «придать значимость своей личности».
По словам Екатерины Ростининой, обвинение по данной статье «незаконно расследовалось с нарушением подведомственности и незаконно рассматривалось судом с нарушением территориальной подсудности».
Кроме этого, судом так и не было доказано наличие или отсутствие у Гурдина высшего образования, поскольку дипломы в уголовном деле отсутствуют.
«Так откажитесь же от этого обвинения, уважаемый государственный обвинитель. Имейте смелость!», — обратилась к прокурору Екатерина Ростинина.
«Презумпция невиновности»
Подводя итог своего выступления, и выступления своих коллег, Екатерина Ростинина сообщила, что все доводы, приведенные стороной защиты, свидетельствуют о невиновности Юрия Гурдина. И, поскольку прокурор так и не смог доказать обратное, бывшего экс-замгубернатора необходимо оправдать.
«В соответствии со ст. 14 УК РФ обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены, толкуются в пользу обвиняемого. Из этого основополагающего уголовного принципа судопроизводства следует, что обвинительный приговор суда не может быть основан на предположениях и мечтах стороны обвинения. Повторно прошу суд услышать нас и вынести оправдательный приговор, тем самым свершив акт справедливости», — завершила свое выступление в репликах Екатерина Ростинина.
Следующее судебное заседание по делу Юрия Гурдина назначено на 6 сентября.