В минувшую пятницу в Томске прошло совместное заседание Комитета Государственной Думы России по науке и высшему образованию под председательством Сергея Кабышева и Совета законодателей СФО, председателем которого является спикер облдумы Оксана Козловская. В заседании также принял участие полпред президента РФ в Госдуме Гарри Минх.
Законодатели обсудили вопросы, касающиеся реализации пилотного проекта высшего образования в РФ в соответствии с Указом Президента, который с этого учебного года реализуется в шести вузах страны, в том числе в Томском госуниверситете.
Студенты уже обучаются по новым программам, но, если вы все еще не разобрались, в чем их отличие от уже привычных нам специализированных программ, то ищите ответы на свои вопросы в нашем тексте.
Новый вектор развития системы высшего образования в России
В мае этого года было принято решение, в рамках которого должна произойти перестройка системы высшего образования. Указ президента России о его реализации можно посмотреть здесь.
«ТГУ вошел в этот пилот с 13 программами: восемь касаются базового высшего образования и пять специализированного. Мы целенаправленно выбирали очень разные направления: технические науки, инженерные, юриспруденция и т.д. Сейчас вместо бакалавриата, который многие работодатели так и не смогли принять всерьез, будет основное (базовое) высшее. Оно может длиться от 4 до 6 лет, в зависимости от сложности, наукоемкости, уровня ответственности и задач рынка. Комбинация этих трех критериев дает разные уровни квалификации», — рассказал ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
Разберем, как это будет работать на примере специальности «Баллистика и гидроаэродинамика». После четырех лет обучения человек может выйти на рынок как инженер-эксплуатационщик, после пяти лет — инженер-разработчик с дополнительной квалификацией, а после шести лет — инженер-исследователь, вплоть до следующего уровня — руководитель научных проектов.
По словам полпреда президента РФ в Госдуме Гарри Минха, ценность этого проекта заключается в том, чтобы студенты во время образовательного процесса получали не только теоретические, но и прикладные навыки, работая по выбранным ими специальностям.
Следующий вопрос: по каким критериям можно оценить успешность реализации проекта. На ответил председатель комитета Государственной Думы России по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.
«Критерии определены в Указе президента и главное, чтобы профессиональные кадры, которые готовит высшая школа, были востребованы экономикой и обществом», — объяснил депутат.
Важно отметить, что участники обсудили рад существенных моментов. Например, обозначили важность стажировок преподавателей вузов в компаниях работодателей, увеличение объема практической подготовки студентов в процессе обучения и введение налоговых преференций для работодателей, участвующих в образовательном процессе.
По словам председателя Законодательной Думы Томской области Оксаны Козловской, все предложения, безусловно, требуют особого внимания и проработки.
«Ежегодно на рынок выходят тысячи выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования. Тем не менее, большинство работодателей говорят о дефиците инженерных и рабочих, управленческих кадров. Подготовка кадров, отвечающих требованиям нового технологического этапа развития страны», — главный вопрос, который необходимо решить в рамках реформы высшего образования,- отметила председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская.