Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+
История кинематографа часто дает нам понять, что наличие одного лишь культового имени режиссера или сценариста не всегда может гарантировать качество картины. Ридли Скотт, один из соавторов культового «Чужого» тому очень яркий пример. Его «Прометей» и «Чужой: Завет» стали теми фильмами, которые вообще не стоило снимать, так как нелогичность, вторичность и пустота этих картин обсуждалась на момент выхода практически всеми любителями франшизы.
Словом, это были плохие фильмы. И было ясно, что «Чужим» необходима свежая кровь, которая покажет, что космический ужас все еще может быть таким же леденящим душу, как и больше сорока лет назад. Поэтому новую главу в истории было доверено ставить Феде Альваресу, мастеру хоррора, подарившего нам «Зловещие мертвецы: Черная книга» и «Не дыши». Получилось ли у нового постановщика вдохнуть жизнь во франшизу и снова сделать ксеноморфов великими? Обо всем по порядку.
Хронологически история «Ромула» располагается между первым и вторым фильмом: «Ностромо» уже был разрушен, Элен Рипли затерялась в космосе, а жадная и неумолимая корпорация Вейланд-Ютани продолжает свои поиски универсальной формы жизни — ксеноморфов. И их поиски увенчались успехом, в развалинах «Ностромо» они находят опасного пришельца, возвращают его к жизни и начинают жуткие эксперименты на космической станции «Ромул». Разумеется, ни к чему хорошему это не приводит, а спустя годы корабль прибивается к орбите планеты, где располагается шахтерская колония «Звезда Джексона». Там несправедливо трудится главная героиня — молодая девушка-сирота Рейн Кэррадайн, чей трудовой контракт принудительно продлен корпорацией, так что вместе с командой своего бывшего парня и приемным братом-андроидом Энди она решается исследовать заброшенную станцию «Ромул». С ее помощью герои планируют сбежать на независимую планету Ивага, но на борту их поджидает сущий кошмар.
Первым и ключевым отличием нового «Чужого» является возвращение франшизы к корням. Вместо громкого боевика или переполненного библейскими отсылками блокбастера «Ромул» показывает зрителям очень локальную и даже камерную историю. Герои, как и в первом фильме, замкнуты на территории крайне враждебной и ужасающей космической станции, которая переполнена кровожадными и безжалостными ксеноморфами. Впрочем, по началу, как все в том же оригинале, они даже не догадываются об опасности, выполняя простую и базовую задачу — использовать криокапсулы, чтобы сбежать на Ивагу.
В этом и заключается прелесть «Ромула», авторы не перегружают зрителей деталями и экспозицией, у героев очень простая цель, и весь фильм, что бы то ни происходило с персонажами, они будут пытаться ее достичь и реализовать. Ксеноморфы станут лишь непреодолимым препятствием и тем самым космическим ужасом, который в корне усложнит изначальные планы и проредит первоначальный состав команды.
Альварес с командой прекрасно осознают, что простота сюжета оригинального фильма отлично играла на основную идею произведения — выжить любой ценой и победить иррациональное и практически стихийное зло. Так зритель будет сильнее сопереживать персонажам, ведь цели их максимально просты и понятны — сбежать подальше в поисках новой и лучшей жизни. Так авторам проще расставлять свои ловушки в виде неисправностей корабля, сумасшедших андроидов, переполненных лицехватами комнат и попыток противостоять во всем превосходящему противнику, у которого даже кровь представляет собой смертельную опасность.
При этом на зрителя не вываливается натужная претенциозность и нескончаемые библейские отсылки. Теперь «чужие» — это снова просто безумно опасные твари, с которыми работает принцип «сражайся или умри», а сам фильм не пытается быть чем-то большим, чем брутальный и крайне аутентичный космо-хоррор.
И брутальности тут хоть отбавляй. Лицехваты все такие же внезапные и смертоносные, грудоломы снова убивают своих носителей за считанные минуты, а сами ксеноморфы больше не играют с добычей в кошки-мышки. Вместо этого они снова следуют своим инстинктам хищников. При этом авторы всячески дают понять, что умереть в «Ромуле» может абсолютно каждый, при этом максимально кроваво и бескомпромиссно.
Это подчеркивается и визуальной составляющей. Убранство «Ромула», «Звезды Джексона», корабля главных героев — это все те же максимально неуютные индустриальные помещения и локации, темнота и редкие звуки которых могут стать отдельными персонажами картины. Саспенс вернулся во франшизу, и уходить, судя по всему, из нее не намерен. И как же приятно снова видеть величественно показанного, бесконечно опасного ксеноморфа, чье появление происходит медленно, размеренно и под грандиозную музыку, что одновременно пугает, и приятно колышет фанатские чувства.
Разумеется, минусы у картины тоже есть. Слишком медленное и будто бы вязкое вступление, где до нападения «чужих» еще нужно досидеть, местами проблемная компьютерная графика (привет, художникам, которые анимировали культового андроида Рука), частые прямые визуальные цитирования первого фильма. Но ничто из этого не может испортить просмотр.
По итогу зритель получает то, чего франшиза заслуживала очень давно — возвращение к истокам. «Чужой: Ромул» — это пугающий, держащий в напряжении, брутальный камерный космо-хоррор, каким «Чужой» и должен быть. Здесь фанаты и обычные зрители найдут все: изобретательные сцены экшена, крайне тактильные и осязаемые декорации, замкнутые пространства и опасность, которая притаилась за каждым углом. Да даже ксеноморфов и лицехватов авторы сделали с помощью аниматронных кукол вместо компьютерной графики. Так что если вы фанат франшизы или давно хотели увидеть напряженный и жесткий фильм ужасов в космосе, то «Чужой: Ромул» — это то, что вы искали. Остается надеяться, что у Феде Альвареса и дальше получится развивать франшизу в правильном направлении, иначе он просто рискует повторить судьбу Ридли Скотта.