Талантливый дизайнер мебели в Петербурге. Им вполне мог стать Павел Кривошапкин, если бы в 2013 году поддался на уговоры друга и уехал из Томской области в Северную столицу. Но парень решил делать бизнес… в деревне. И вернулся в родную Зырянку, чтобы заниматься там дикоросами.
Сейчас иван-чай от Павла Кривошапкина знают и покупают по всей Томской области. В своем районе молодой предприниматель стал основателем этого направления и нашел свою технологию заготовки этого неприхотливого растения. В проекте «Хороший малый» мы узнали, как получить уникальный продукт, найти свое направление сельского бизнеса и взять за основу успеха практику и поиски, а не научные исследования.
Получить большие возможности для бизнеса можно благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется по поручению президента РФ. Благодаря нацпроекту предприниматели могут получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку в своем регионе.
В первый год мне все говорили: ты сошел с ума
Можно сказать, что заготовка дикоросов у Павла в крови. Это дело ему передали родители, хотя вместо иван-чая они занимались с 2003 года ягодами и грибами. Именно тогда в Томкой области началась программа освоения дикорастущей продукции. По наблюдениям Павла, Зырянский район не столь богат на дикорастущую продукцию, поэтому родители начинали с сушеного шиповника, который до сих пор пользуется спросом не только в Томской области, но также в соседних регионах: Кузбассе, Новосибирской области и Красноярском крае.
Павел подключился к труду мамы и отца в школе: вместо речки и сельских забав он вспоминает, как работал с ягодами и грибами. Позже, на время учебы, парень от этого отошел, однако судьба вернула мысли к дому и семейному делу.
«Я окончил институт в 2014-м году и мне очень нравилась моя специальность – художник-конструктор мебели. Но буквально через год родители сказали: «Мы устали, хотим отдохнуть, просто бросаем и все». Мне стало обидно: и я принял решение, что в другой жизни буду дизайнером мебели. Так что позже вернулся в деревню продолжать их дело. Хотя я 3 года работал по специальности. И даже сейчас, если в бизнесе останусь на берегу – я знаю, что возьму свой диплом подмышку и пойду работать», – рассказал Павел.
Дома молодого специалиста увлекла тема с иван-чаем: о ней говорили знакомые, советовали попробовать. Поначалу заготовка не шла: трава после сушки не давала ни вкуса, ни цвета. Однако толчок дала одна из крупных компаний, которая поделилась технологией заготовки чая, чтобы Павел заготавливал продукт для них.
«Я как-то сразу во все это настолько поверил, загорелся. В итоге с того, что у меня не было ничего, к концу года я практически полторы тонны чая делал. В первый год мне все говорили: «Ты сошел с ума, покупаешь какую-то траву, везде ее раскладываешь, потом хочешь из нее что-то сделать». А я был настолько уверен, что результат сразу оказался хорошим. И компания начала ставки делать на мой чай», – вспоминает предприниматель.
От листочка А4 к тому, чтобы написать свою книгу
Можно предположить, что в технологии заготовки все было расписано до мелочей. Но нет: по словам Павла, это был обычный листок формата А4 с общими рекомендациями. Чайный путь нашего героя с него только начался: впереди были годы интереса к продукту, накопления опыта и экспериментов, чтобы получить уже свою, уникальную технологию.
«Я не консультировался ни с учеными, ни с технологами, ни со специалистами. Я был в условном информационном вакууме, в котором мне приходилось творить то, чего не знаю. И на основе этого уникального опыта и получился уникальный продукт. Да, сейчас многое идет по франшизам для получения одинакового продукта по отработанной технологии. А здесь я обратным путем пошел. Ребята из компании шутили: «Это же мы тебе дали технологию, а ты заслуги себе приписываешь». Так я сейчас вместо листочка могу уже целую книгу написать об иван-чае на основе опыта, который я приобрел. В любых институтах люди пишут труды сначала с опорой на то, что есть, а потом на основании этого добиваются своих результатов. Здесь и случаются открытия», – отметил заготовитель.
Конечно, без наработанного имени чай ноунейма из Зырянки не мог конкурировать с уже популярными сортами. Поэтому Павел работал под жестким контролем компании несколько лет, прежде чем смог почувствовать в себе силы и предлагать продукцию на других горизонтах и рынках. И те нюансы, которые Павел выработал за годы труда, придали его продукту ту самую уникальность, необходимую для успеха на рынке.
«Порой разговариваю с коллегами, конкурентами и партнерами, которые примерно тем же в сфере занимаются – рассказываю, как работаю, на что слышу: «Так же не бывает!». Например, есть безвоздушная ферментация, а у меня получилось сделать воздушную. Заготовителю нужно создать идеальные условия, при которых фермент именно в чай попадет, чтобы пазл сложился и из травы получился правильный продукт», – рассказал Павел.
Феерия, длиной в месяц – технология, выработанная за годы
Сейчас Павел и его помощники перерабатывают около 15 тонн иван-чая в год. Однако по факту самое активное время – это чуть больше месяца с конца июня до августа. Так что вся феерия по сбору кипрея длится недолго, важно успеть отработать так, чтобы хватило на год.
Чай проходит несколько этапов обработки после сбора и сушки. На разных стадиях он приобретает совершенно иной вид, цвет и запах. Например, может приобрести запах клубники или дыни. Если есть легкий аромат последней, значит, ферментация почти завершена, рассказал Павел.
Как в любой деревне, проблема с кадрами и в заготовке стоит довольно остро.
«У меня есть оформленные бригадиры. А вот сборщики не всегда дисциплинированные. Они получили деньги первые, отдали долги, удовлетворили элементарные потребности, а дальше начинается спонтанная трата денег. Сейчас ситуация такова, что крепкое советское поколение уже устало и хочет отдыхать на пенсии. Мое поколение – «девяностиков» – вряд ли пойдут на это. Они больше в офисах. Так что надо вовлекать молодежь. И некоторые молодые ребята правда могут отлипнуть от телефонов и влиться в деревенскую жизнь – может, захватывает вот эта фантазия, необычность, природа», – рассказал Павел.
Самый трудный период, в который важно не сдаться, по мнению заготовителя – это 3 года. К 4 году приходит понимание, как работать, а к пятому уже можно оглядеться, увидеть жизнь вокруг и собрать хорошую команду. Например, друг Павла сейчас отвечает за сбор иван-чая, а Павел – за технологию и переработку.
«Обычно говорят, что с друзьями или родственниками дела лучше не иметь – все советчики, которые в жизни попадались, обязательно говорили. А у меня другого варианта просто не было. Мой бизнес начался с родителями, друзья туда же подтянулись. Так что я в абсолютно другую игру играю», – отметил предприниматель.
Об отношении к селу и своему пути
При том, что нынешний путь Павла действительно зажигает и увлекает, он спокойно представляет себя и в найме, даже работал завсклада и слесарем по полгода в неактивные периоды для сбора и заготовки чая. По его словам, любому молодому и амбициозному человеку тяжело сидеть полгода без дела: можно облениться и обрасти кучей вредных привычек. Во многом именно труд с детских лет поставил нашего героя на это мышление и дал жизненные ориентиры.
«В какой-то мере было грустно, когда все катались на мотоциклах, а я таскал эти грибы с родителями. Но сейчас я пожинаю плоды – понимаю, что меня такая жизнь приобщила к труду. У меня не профильное образование – но я являюсь экспертом в этой области, имею заслуженный почет в сфере, за это родителям и правда спасибо. Когда я пытался в городе найти свое место, мне как будто кто-то на ухо нашептал, что надо вернуться в деревню. А я как-то думаю: какая деревня? Меня уже и в Москву зовут работать, в Питер – тогда это было модно, год 2013. Потом друг, который звал, перезванивает: ну что, ты созрел? А я говорю: я в деревню уехал. И он мне: ну ты даешь! Подобные случаи были – приезжал Вениамин Кизеев давать мастер-классы для предпринимателей. Мы вместе на Селигере были, он меня узнал – и удивился: мы тут все на верхах обитаем, науки пишем, а ты пошел в реальный бизнес, в поля – только уважение. Среди «сливок» томского общества, кого я знаю, никогда никто не осудил мой выбор», – отметил Павел.
Во многом развиваться на селе очень даже возможно. Просто важно найти ту сферу, которая зажжет и в которой пока не так много конкуренции (как в том же животноводстве). Помешать может и страх выйти за рамки, пойти по новому пути. Главный секрет успеха – заниматься делом по-настоящему с открытой душой и быть готовым посвящать делу все возможное время.
Возрастное ограничение – 6+