Квитанция в почтовом ящике. Что вы представили? Привычный образ бумажного квитка в своей ячейке в подъезде или ящике на доме. Однако с развитием цифровых сервисов появился и второй вариант: цифровые платежки, которые приходят на электронный адрес, либо в личный кабинет на сайте поставщика. Переход на электронные квитанции с бумажных поощряют и сами организации, предоставляющие коммунальные услуги. Так рождаются интересные проекты.
Например, 11 энергосбытовых компаний и пять единых информационно-расчетных центров России запустили проект «Каждое дерево на счету» с виртуальной аллеей. Участники проекта, которые перешли с бумаги на электронные платежки, получили на этой аллее свое персональное дерево. Так получилось спасти от вырубки более 5 300 настоящих деревьев и не допустить появления 220 тонн макулатуры. В проекте уже поучаствовали больше 9,5 тысяч клиентов «Томскэнергосбыта». Мы пообщались с жителями Томской области, которые уже перешли на электронные квитанции и узнали, какие плюсы дал переход на цифру и изменил ли он жизнь к лучшему.
Без лишней макулатуры, которая и на работе надоела
Константин Демидов, кадастровый инженер
«Я занимаюсь оформлением технической документации на объекты недвижимости, потому в онлайн провожу довольно много времени по работе. На электронные платежки перешел месяца четыре назад. Пришло сообщение в личном кабинете о такой возможности, трудностей это не составило: достаточно было направить заявление онлайн на сайте «Томскэнергосбыта» без посещения офиса. В итоге плюсов оказалось довольно много, в том числе и отсутствие лишней макулатуры, которая мне и на работе надоела. Радует, что все переходят на электронный документооборот. Платежки приходят на электронную почту регулярно, а в силу профессии почта у меня мониторится в режиме онлайн. Оплачиваю тоже без проблем, потому что и раньше оплачивал счета через личный кабинет».
Перешла сразу, как только это стало доступным
Екатерина Бояновская, бухгалтер
«На электронные платежки всей семьей перешли сразу, как только это стало доступным. Во-первых, начали показания счетчиков передавать онлайн (это оказалось более удобным, чем передавать их как раньше — по телефону). За одним и оплачивала там же, на сайте, много времени это не отнимает. Во-вторых, мысль о не напрасно спиленном дереве греет душу! У нас в семье давно заведено не выбрасывать батарейки и крышки от бутылок – периодически относим на утилизацию. Полиэтиленовым пакетам тоже даем второй шанс – используем их в качестве гигиенических на прогулке с собакой».
Намного легче потреблять все в Интернете
Елена Савина, интернет-маркетолог
«Я — активный потребитель всего, что есть в интернете. Настолько, что даже какой-нибудь чай я заказываю через маркетплейсы. Я не трачу время на походы в торговый центр, не люблю все это. Поэтому личный кабинет «Томскэнергосбыта» и расчетного центра для меня супер-удобны. Не помню, чтобы ходила в офис, просто была рассылка на почту, что, если хотите, то квитанции теперь можно получать в электронном виде. В личном кабинете, мне кажется, любой человек разберется. Единственное, иногда я забываю оплатить: много дел и забот. Но звонок о задолженности очень бодрит. Было бы здорово, если бы компания создала какого-то бота в Телеграм или ВК с напоминалками».
Кстати! В 2022 году АО «Томскэнергосбыт» на базе мессенджера Telegram запустило в работу чат-бот, который позволяет передавать показания по электроэнергии, актуализировать данные в лицевых счетах, получать ответы на вопросы по энергоснабжению, и даже настроить напоминание о дате оплаты электроэнергии или передачи показаний, то есть в выбранный клиентом день на телефон придет сообщение, что надо оплатить счет. Для людей, которые привыкли использовать в повседневной жизни мессенджеры, это простой и удобный способ общения с компанией.
С таким ритмом жизни удобно все иметь в телефоне. Плюс – жалко бумагу
Дарья Барышева, менеджер
«Я работаю 5 дней в неделю, после работы — тренировки, домашние дела.
На выходных обычно снова тренировки или соревнования. Времени очень мало свободного, и в таком ритме удобно все иметь в телефоне. В почтовый ящик редко заглядываю, а когда заглядываю, часто разочаровываюсь: там очень много ненужной макулатуры. Сначала собирала ее, складировала, потом сдавала. Надоело постоянно скапливать кипу бумаг и тут мне пришло оповещение: откажитесь от бумажных платежек, мы вам будем направлять их на электронную почту. Недолго думая, нажала несколько кнопок в телефоне и вот — у меня больше не приходят бумажные квитанции. Просто приходит оповещение – и квитанция обновлена! Очень удобно, так как я могу это сделать в любом месте. Появилась свободная минутка – зашел, оплатил. Даже, находясь вне дома, контролируешь свои счета, поэтому квитанции у меня всегда оплачены вовремя. Ну и знаете, жалко бумагу мне. Я старалась всегда ее сдать на макулатуру. Многие меня спрашивали: ты же больше тратить на дорогу, чем получаешь взамен. А мне не это важно, а важно действительно, сколько же мы выкидываем всего этого, а можно сдать на переработку. Я рекомендую личный кабинет и электронные квитанции, пользуюсь уже второй год. Там все подробно и просто расписано».
Стараюсь идти в ногу со временем и использовать современные технологии
Сергей Панов, общественный деятель
«Мне 35 лет, родился и живу в Томске, занимаюсь общественной деятельностью, просветительством и популяризацией науки. Еще коллекционирую антиквариат, монеты, марки и другие предметы старины. Суммарно я провожу «онлайн» примерно по 7-8 часов ежедневно по работе и за просмотром новостного и познавательного контента. Раньше я получал квитанции об оплате услуг ЖКХ традиционным способом. А лет 7 назад увидел в новостях, что можно отказаться от бумажных квитанций и перейти на электронные. Это меня обрадовало, так как я всегда стараюсь идти в ногу со временем и использовать самые современные технологии. Электронные квитанции гораздо удобне, ведь я всегда могу получить информацию о начислениях и оплатить услуги с помощью смартфона, планшета, ноутбука или ПК. Так как по образованию я «айтишник», хорошо разбираюсь в современных цифровых сервисах. Интерфейс личного кабинета не вызвал трудностей. Показания счетчиков я всегда снимаю в один день с оплатой счетов, поэтому пропустить очередной платеж — не та проблема, о которой я волнуюсь. Функцию получения электронных квитанций я подключил в настройках в личном кабинете, установив соответствующие «флажки»: снял флажок с обычного способа и установил напротив пункта о получении электронных квитанций. Затем нажал кнопку «Сохранить». Процесс занял меньше минуты! И нет необходимости в посещении офиса ресурсоснабжающей организации. На мой взгляд, плюсы электронных квитанций очевидны. Во-первых, они никогда не потеряются, в отличие от бумажных (которые, например, могут вытащить из почтового ящика хулиганы). Во-вторых, всегда можно контролировать суммы начислений по всем услугам. В-третьих, электронные квитанции удобно оплачивать онлайн. Теперь я трачу гораздо меньше времени на передачу показаний приборов учета и оплату услуг. Очень надеюсь, что скоро все счетчики в России заменят на «умные», которые передают показания автоматически. Еще одним большим плюсом отказа от бумажных квитанций является то, что это позволяет снизить потребление бумаги и, как следствие, сохранить деревья. Работа целлюлозно-бумажных комбинатов сопряжена с вредными выбросами, которые наносят непоправимый вред окружающей среде. Переход на электронные квитанции — это забота об экологии. Мне, как человеку с активной жизненной позицией, тема сохранения экологии близка».
Проверила на себе и теперь обучаю других
Ксения Андриянова, заведующая читальным залом руководитель Центра общественного доступа Центральной библиотеки г. Колпашево.
«Мне часто приходится сталкиваться с запросами пользователей нашей библиотеки по работе с порталом Госуслуг, и работой в онлайн сервисах. Ежедневно к нам за помощью обращаются граждане и просят помочь в регистрации на портале и личных кабинетах налоговой, банков, центра занятости. В последнее время стали часто обращаться с просьбой помочь зарегистрироваться и разобраться в приложениях «Мой Томскэнергосбыт» и «Мой газ». Также я занимаюсь обучением пенсионеров и других граждан компьютерной грамотности по программе «Цифровой гражданин», несколько часов мы посвящаем тому, что учимся пользоваться вот такими онлайн ресурсами. Обучающиеся радуются как дети, когда получается самостоятельно оплатить какую-то квитанцию. Сама я зарегистрировалась в приложении «Мой Томскэнергосбыт» в октябре прошлого года, когда стали поступать просьбы от населения о помощи в использовании данного приложения. В этих случаях всегда все проверяю на себе, так что создала личный кабинет на компьютере, затем скачала приложение на смартфон. Это занимает немного времени. Вот уж скоро год, как пользуюсь кабинетом. Удобно передавать показания, по традиции оплачиваю всю коммуналку 8 числа в день зарплаты, а чтобы не забывать передавать показания, как было в первые месяцы, поставила заметки на календаре. От бумажных квитанций отказалась, как только увидела в ВК сообщество «Каждое дерево на счету». Очень заинтересовало, подала заявку и теперь у меня есть там своя сосна. Всем советую отказаться от бумажных квитанций. Казалось бы, это капля в море, но если нас станет больше, то и деревьев будет спасено больше. Мои ученики часто задают вопрос: «А как проследить, когда и сколько заплачено было за электроэнергию? Ведь проще взять стопку бумаг и посмотреть их». Тогда я с гордостью показываю историю платежей в личном кабинете и мировоззрение моих подопечных меняется. От этого на душе какое-то благоговение, особенно, когда бабуля месяц назад боялась включать компьютер, а теперь спокойно оплачивает коммунальные платежи онлайн. Плюсом еще служит кэшбэк, при оплате картой МИР возвращается один процент от платежа. Как говорят все те же мои ученики: «Копейка рубль бережет». Еще и без комиссии. Еще одна форма работы ЦОД — проведение акций. Периодически мы выходим в город и рассказываем людям об удобстве использования личных кабинетов и приложений. Используя наглядные материалы «Томскэнергосбыта», мы изготовили буклеты по созданию личного кабинета и по оплате. Раздаем их прохожим и приглашаем в библиотеку, где поможем создать личный кабинет и научим им пользоваться».