Пара узнаваемых цветов, шрифт, слоган – и вот вы, скорее всего, представляете конкретную компанию: любимый батончик, марку машины или модель телефона. Чем быстрее всплывет ассоциация – тем эффективнее создан бренд. А самый визуал, который выражает его – фирменный стиль. Парадокс, но до сих пор многие компании не понимают, зачем он нужен и как может помочь в продвижении.
Что такое фирменный стиль и как он связан с брендом?
Понятие бренда довольно абстрактное: это не только сам продукт, но и первые лица компании (Как Стив Джобс или Генри Форд), ассоциации, которые возникают в связи с ним, конкретные образы или рекламные ролики, даже стиль жизни и людей, которые потребляют его . Брендинг – это процесс создания этих ассоциаций через каналы продвижения. А фирменный стиль – один из инструментов брендинга.
Это единый внешний вид, который делает бренд особенным для клиента. Сейчас визуал по степени влияния обгоняет другие каналы восприятия, с изображениями человек взаимодействует чаще. Когда нужно разрабатывать фирменный стиль? Желательно, когда компания выходит на контакт с аудиторией — с момента основания. Однако создать его или изменить можно в любой момент.
Увидеть, запомнить, впечатлить: какие функции выполняет фирменный стиль?
Клиенты – это не вся аудитория, с которой организация строит отношения. Сюда же относятся корпоративные клиенты и партнеры, сотрудники организации, соискатели. Так что фирменный стиль определяет имидж компании и может существенно сократить расходы на продвижение:
- Он создает образ, выделяющий бренд среди конкурентов, и помогает быстро найти продукт;
- Он дает вас запомнить и ассоциируется с репутацией бренда;
- Он воздействует на эмоции, передает ценности и мировоззрение компании;
- Он упрощает и удешевляет дальнейшее продвижение и рекламу;
- Он помогает создать единую рабочую среду.
Что входит в понятие фирстиль?
Во-первых, он может быть большим и малым. Для второго достаточно цветов, шрифта, лого и верстки — в самый раз для стартапов и небольших компаний. Большой включает все или большинство элементов фирстиля:
- Товарный знак (зарегистрированное обозначение в виде изображения, звука или конкретного дизайна продукта);
- Логотип (название, оформленное визуально небольшим знаком);
- Фирменный лозунг, или слоган ( девиз и главное смысловое послание компании).
- Фирменные цвета и шрифты (будут использоваться повсеместно в оформлении);
- Другие элементы айдентики (текстуры и паттерны для сувенирки, фирменные модульные сетки для верстки, маскот или бренд-персонаж, дресс-код, иллюстрации, музыкальный джингл, корпоративный аромат и т.д).
Носители
Без них фирменный стиль просто не может существовать. Это любой объект, на котором размещен фирменный элемент. И именно носители определяют дизайн айдентики, чтобы на них она смотрелась выигрышно. Например, лого для соцсетей должно вписываться в круглый формат аватара, а для баннеров — смотреться в широком формате. Это могут быть:
- деловые атрибуты (документы, визитки);
- рекламная продукция (флаеры, постеры, реклама в транспорте, тв-реклама);
- презентации для партнеров;
- офисная канцелярия;
- мерч и корпоративная продукция;
- декор офисов;
- дресс-код;
- сайты, лендинги, соцсети, email-рассылки.
Как фирстиль может создать образ
Важно понимать: единого фирстиля на все случаи жизни быть не может: это всегда неповторимая история, которую пишут под конкретную компанию. Рассмотрим несколько работ проекта endylab.ru.
Например, для городского парка в Санкт-Петербурге команда учитывала, чем он привлекает местных: площадками для игр в футбол, велодорожками, тренажерами под открытым небом, местами для пикников, прудами с лебедями. Узнаваемость места повысили хештег #пппарк, который легко отметить и в котором скрыты главные элементы парка; лебедь как символ парка; зеленый цвет и геометрический абстрактный план парка для легкой навигации.
Абсолютно другой визуал будет у автомастерской с эстетикой дрифта в ночном Токио: с темными цветами и неоновыми огнями; лого, имитирующий повороты трассы; графичность элементов, технологичность. Фирменный стиль отсылает к технологиям будущего.
Фирменный стиль можно создать не только для компании, но даже для целого города или региона. Например, для продвижения Южного Урала как туристической территории с ее потертыми текстурами и сдержанной природной палитрой. Разнообразные ландшафты стали главной идеей бренда, логотип в виде солнца и гор сделан в мягких формах, а иконки превращаются в информационные указатели.
Ну а для бренда японской доставки, на первый план дизайнеры вывели гастрономический опыт ресторанного уровня и foodtech-сервис. Наклонный шрифт — для передачи динамики и гибкости, голубой цвет океана и розовый оттенок маринованного имбиря вместо привычных красного, черного и оранжевого. А главный персонаж (он же основа идентификации бренда) — рисовое зерно.
Как разрабатывают фирменный стиль
Доверить разработку айдентики лучше профильным студиям или агентствам: независимо от того, нужно разработать ее с нуля или обновить существующую. Разработка фирменного стиля — длительный процесс из нескольких этапов:
- Специалисты исследуют рынок, конкурентов из вашей и смежных областей, чтобы увидеть существующие и найти уникальные графические приемы;
- Визуальные ориентиры форматируют, выбирают идею проекта и на основе этого готовят концепцию.
- Концепцию представляют заказчику на разных носителях и разрабатывают общие правила использования дизайна и его элементов (гайд и бренд-бук)
- Запускают фирстиль и адаптируют его на носителях.