С первых лет обучения Владимир Власов начал задавать себе вопросы: возможно ли, выпустившись из вуза, вырваться на рынок архитектуры и утвердиться как специалист? Чтобы ответить на эти вопросы, молодой специалист и пятеро его однокурсников открыли архитектурную мастерскую в Томске. О своем опыте, сложностях и планах Владимир рассказал Tomsk.ru.
— В каком году была организована мастерская?
— В 2022 году мы организовали ее как творческо-прикладное объединение по производству архитектурных форм и арт-объектов. Изначально была идея о том, что это перекочует во что-то большее — так оно и получилось. В начале августа мы уже перепрофилировались на архитектурно-проектную деятельность.
— Как возникла идея создания мастерской?
— Думали много на тему того, что после университета делать, как себя реализовывать, при том что из Томска уезжать не хотелось.
— Почему?
— Классный город. В совокупности с тем, что лично моя неприязнь к большим городам сыграла — я себя там не комфортно ощущаю, мне просто было интересно развиваться в Томске.
— Сколько у вас сейчас сотрудников в штате?
— Сотрудники — это немного неправильное слово. Семья — хорошее слово, потому что мы находимся в равных условиях, каждый из нас обладает определенными компетенциями. И мы друг друга дополняем. Сейчас нас пять человек.
— Как у вас распределяются обязанности?
— В мои задачи входит курирование, организация процессов, поиск ресурсов и инструментов для проектов. В роль нашего контент-менеджера Алексея Крапивкина входят такие задачи как: продвижение, кураторство процессов, которые можно показывать людям. И парни — это ударная сила. Кто-то макеты клеит, кто-то с программами работает, кто-то с визуализациями.
— Как сформировалась ваша команда?
— Мы работали в университете очень много вместе, помогали друг другу сдавать проекты в срок. Также участвовали всем составом в международном конкурсе студенческих проектов Steel2reel. Его суть в том, чтобы спроектировать здание из металлических конструкций: парковку, жилой дом или детский сад. Конкурс проводят для того, чтобы выявить новые архитектурные решения для компании, занимающихся металлоконструкциями.
— Какой главный концепт вашей мастерской ты можешь назвать?
— По большей части — это эксперимент, в котором мы сами для себя отвечаем на вопрос: «А возможно ли, выпустившись из университета, вырваться на рынок и утвердиться как специалист? Возможно ли самим курировать эти процессы и самим выйти на эту дорогу».
— Как ваша мастерская зарабатывает? Есть ли у вас спонсоры?
— Мы выполнили только один коммерческий проект на Сахалине. Мастерская началась с того, что у нас была немного другая команда, и мы выиграли грант на конкурсе «Студенческий стартап» от Фонда содействия инновациям — один миллион рублей. Это был первый источник финансирования. Потом было еще несколько заказов.
— Получается, вы на грант открылись?
— Да, грант — это был мощный пинок. Влезать в эту сферу без подушки, без каких-то гарантий не стоит. А так ты можешь влиться и попробовать, поэкспериментировать: не получилось — ну и Бог с ним, хотя этот вариант мы никогда не рассматривали. Сейчас мы находимся на стадии, когда нам нужно отладить все процессы, чтобы работать быстро и качественно. Ведь мы недавние студенты все-таки, и каждый работал по-своему, это отражается на конечном продукте.
— Для чего вам как мастерской соцсети, если бизнес ведется с властями с частными компаниями?
— Архитектура — это не такой типичный бизнес, каким многие люди себе его представляют. Это постоянные срывы сроков и проектов, непонятные графики. И в рамках этого бизнеса существуют интересные вещи, которые пропадают в стол. Мы сторонники того, чтобы люди это увидели. Мы хотим пойти по творческому пути. Мало красиво спроектировать, нужно еще и красиво подать. Это чуть ли не основная часть архитектурного творчества.
— Какие проблемы с застройкой есть в Томске по твоему мнению?
— У нас же город позиционируется как студенческий, интеллигентный, уникальный, и это действительно так. Но в контексте городской среды очень мало вещей, которые говорили бы о том, что этот город действительно студенческий, помимо университетов. То есть это какие-то объекты, места притяжения и творческие инсталляции.
Проблема с жилой площадью также есть, некий застой у рынка. Отсюда лезет примитивизм, и архитектуры, и в целом планировочных решений. Чем меньший отток будет специалистов из Томска, тем эта ситуация будет приобретать более положительный характер, который будет сказываться на облике Томска.
— Над какими проектами вы работали в рамках мастерской?
— Проект «Манотомь» по реновации здания завода, где проходил Street Vision. На это здание мы делали концепцию в большой команде под кураторством архитектурного бюро Стиль. На протяжении трех месяцев нашей задачей было решить вопрос с пространством завода, переквалифицировать его из производственного, в общественное с торговыми точками, коворкингами и переговорными.
— Какие проекты у вас сейчас находятся в разработке?
— Работаем над смотровой площадкой в Томске. Этот проект — крик души, порыв. Форма площадки будет отражать идею о вознесении над мыслями, фантазиями, о том, что нужно взять мир в паузу и посмотреть на то, что происходит вокруг. Спроектирована смотровая башня на одной из самых высоких точек в городе. Так как Томск небольшой, есть вероятность, что можно будет объять взглядом всю территорию.
В рамках программы «Приоритет 2030» мы проектируем город-университет. Наша локальная задача заключается в том, чтобы предоставить решение на конкретные территории университета или создать какой-то мастер-план по взаимодействию между университетами, чтобы показать, как город может работать по-новому. Например, как может быть решена проблема территории между Московским трактом и проспектом Ленина. Когда мы въезжаем сейчас со стороны Новосибирска, видим просто большую заросшую деревню.