Авторские материалы

«Томску не хватает мест притяжения, порывов творчества и инженерии»: молодой архитектор о своей мастерской и проблемах городской застройки

11:05 / 17.11.23
1763
Мы в социальных сетях:

С первых лет обучения Владимир Власов начал задавать себе вопросы: возможно ли, выпустившись из вуза, вырваться на рынок архитектуры и утвердиться как специалист? Чтобы ответить на эти вопросы, молодой специалист и пятеро его однокурсников открыли архитектурную мастерскую в Томске. О своем опыте, сложностях и планах Владимир рассказал Tomsk.ru.

В каком году была организована мастерская?

— В 2022 году мы организовали ее как творческо-прикладное объединение по производству архитектурных форм и арт-объектов. Изначально была идея о том, что это перекочует во что-то большее — так оно и получилось. В начале августа мы уже перепрофилировались на архитектурно-проектную деятельность. 

Как возникла идея создания мастерской?

— Думали много на тему того, что после университета делать, как себя реализовывать, при том что из Томска уезжать не хотелось.  

Почему?

— Классный город. В совокупности с тем, что лично моя неприязнь к большим городам сыграла — я себя там не комфортно ощущаю, мне просто было интересно развиваться в Томске.

Сколько у вас сейчас сотрудников в штате?  

— Сотрудники  — это немного неправильное слово. Семья — хорошее слово, потому что мы находимся в равных условиях, каждый из нас обладает определенными компетенциями. И мы друг друга дополняем. Сейчас нас пять человек. 

«Томску не хватает мест притяжения, порывов творчества и инженерии»: молодой архитектор о своей мастерской и проблемах городской застройки
Источник фото: личный архив героя

Как у вас распределяются обязанности?  

— В мои задачи входит курирование, организация процессов, поиск ресурсов и инструментов для проектов. В роль нашего контент-менеджера Алексея Крапивкина входят такие задачи как: продвижение, кураторство процессов, которые можно показывать людям. И парни — это ударная сила. Кто-то макеты клеит, кто-то с программами работает, кто-то с визуализациями. 

«Томску не хватает мест притяжения, порывов творчества и инженерии»: молодой архитектор о своей мастерской и проблемах городской застройки

Как сформировалась ваша команда?

— Мы работали в университете очень много вместе, помогали друг другу сдавать проекты в срок. Также участвовали всем составом в международном конкурсе студенческих проектов Steel2reel. Его суть в том, чтобы спроектировать здание из металлических конструкций: парковку, жилой дом или детский сад. Конкурс проводят для того, чтобы выявить новые архитектурные решения для компании, занимающихся металлоконструкциями. 

Какой главный концепт вашей мастерской ты можешь назвать?

— По большей части — это эксперимент, в котором мы сами для себя отвечаем на вопрос: «А возможно ли, выпустившись из университета, вырваться на рынок и утвердиться как специалист? Возможно ли самим курировать эти процессы и самим выйти на эту дорогу». 

Как ваша мастерская зарабатывает? Есть ли у вас спонсоры?

— Мы выполнили только один коммерческий проект на Сахалине. Мастерская началась с того, что у нас была немного другая команда, и мы выиграли грант на конкурсе «Студенческий стартап» от Фонда содействия инновациям — один миллион рублей. Это был первый источник финансирования. Потом было еще несколько заказов.

Получается, вы на грант открылись? 

— Да, грант — это был мощный пинок. Влезать в эту сферу без подушки, без каких-то гарантий не стоит. А так ты можешь влиться и попробовать, поэкспериментировать: не получилось — ну и Бог с ним, хотя этот вариант мы никогда не рассматривали. Сейчас мы находимся на стадии, когда нам нужно отладить все процессы, чтобы работать быстро и качественно. Ведь мы недавние студенты все-таки, и каждый работал по-своему, это отражается на конечном продукте. 

Для чего вам как мастерской соцсети, если бизнес ведется с властями с частными компаниями? 

— Архитектура — это не такой типичный бизнес, каким многие люди себе его представляют. Это постоянные срывы сроков и проектов, непонятные графики. И в рамках этого бизнеса существуют интересные вещи, которые пропадают в стол. Мы сторонники того, чтобы люди это увидели. Мы хотим пойти по творческому пути. Мало красиво спроектировать, нужно еще и красиво подать. Это чуть ли не основная часть архитектурного творчества.

Какие проблемы с застройкой есть в Томске по твоему мнению?

— У нас же город позиционируется как студенческий, интеллигентный, уникальный, и это действительно так. Но в контексте городской среды очень мало вещей, которые говорили бы о том, что этот город действительно студенческий, помимо университетов. То есть это какие-то объекты, места притяжения и творческие инсталляции. 

Проблема с жилой площадью также есть, некий застой у рынка. Отсюда лезет примитивизм, и архитектуры, и в целом планировочных решений.  Чем меньший отток будет специалистов из Томска, тем эта ситуация будет приобретать более положительный характер, который будет сказываться на облике Томска.

«Томску не хватает мест притяжения, порывов творчества и инженерии»: молодой архитектор о своей мастерской и проблемах городской застройки

Над какими проектами вы работали в рамках мастерской? 

— Проект «Манотомь» по реновации здания завода, где проходил Street Vision. На это здание мы делали концепцию в большой команде под кураторством архитектурного бюро Стиль. На протяжении трех месяцев нашей задачей было решить вопрос с пространством завода, переквалифицировать его из производственного, в общественное с торговыми точками, коворкингами и переговорными.

Какие проекты у вас сейчас находятся в разработке?

— Работаем над смотровой площадкой в Томске. Этот проект — крик души, порыв. Форма площадки будет отражать идею о вознесении над мыслями, фантазиями, о том, что нужно взять мир в паузу и посмотреть на то, что происходит вокруг. Спроектирована смотровая башня на одной из самых высоких точек в городе. Так как Томск небольшой, есть вероятность, что можно будет объять взглядом всю территорию.

В рамках программы «Приоритет 2030» мы проектируем город-университет. Наша локальная задача заключается в том, чтобы предоставить решение на конкретные территории университета или создать какой-то мастер-план по взаимодействию между университетами, чтобы показать, как город может работать по-новому. Например, как может быть решена проблема территории между Московским трактом и проспектом Ленина. Когда мы въезжаем сейчас со стороны Новосибирска, видим просто большую заросшую деревню.