Начало нового календарного года ознаменовало появление на небе ритуального чукотского созвездия – Пэгытти (ныне – звезды Альтаир и Тараред), которая восходила в ночь с 21 на 22 декабря. В честь этого чукчи устраивали одноименный праздник, который является аналогом новогодней ночи.
Скорый приход праздника Пэгытти люди отслеживали с помощью промысловых календарей, которые вырезали на кости убитого животного. Несколько таких календарей хранятся в музее археологии и этнографии Сибири ТГУ.
«Если рассмотреть их внимательно, можно увидеть наброски птиц. Так люди отмечали дни, в которых охота была бы самой успешной. Чем меньше добычи – тем ближе наступление праздника Пэгытти», — рассказала младший научный сотрудник музея археологии и этнографии Сибири имени В.М. Флоринского ТГУ Юлия Квасница
Схожий праздник был и у коряков – коренного населения северной части полуострова Камчатка. Туйгивин – а именно так назывался новогодний праздник у этого сибирского народа – сопровождался танцами и пением под аккомпанемент бубна, люди исполняли традиционные масочные танцы, где персонажи животных изображали борьбу сил природы – зимы и лета. Коряки также бросали в костер кусочки рыбы, оленины или иной морской добычи, чтобы задобрить духов и провести следующий год в достатке.
Совсем иначе Новый год проходил у бурят – праздник Сагаалган является одним из главных для буддистов. Он начал отмечаться с 13 века в Китае, а затем перекочевал в Монголию. Сагаалган, или же праздник Белого месяца – центральное событие года у бурят и других монгольских народов. Он знаменует начало нового года по лунному календарю и отмечается в первое новолуние после зимнего солнцестояния. Главный смысл праздника заключается в очищении, обновлении и подготовке к новому жизненному циклу.
«Праздник отмечался на протяжении целого месяца. Люди проводили гулянья, навещали родителей, родственников и друзей. Устраивали семейные торжества: накрывали стол, на котором обязательно присутствовали национальные блюда – позы (буузы), бухлер, боовы. Также буряты ходили в гости, и, можно сказать, колядовали – поздравляли все дома своей деревни, где одаривали сладостями детей и взрослых. Помимо застолий, буряты также посещали дацаны – буддистские храмы, молились о здоровье и благополучии семьи», — поделилась Юлия Квасница в интервью ТГУ.
Одним из традиционных бурятских подарков, который дарили в том числе и на Сагаалган – хадак. Это церемониальный шарф из сложенного пополам по длине шелка, он преподносится в знак уважения и почета. Как гласит буддийская легенда, божества – великие йогины – в ответ на искренние молитвы и просьбы спускались с небес или горных вершин, окруженные сиянием пяти цветов. Это многоцветное сияние символизировало единство сансары и нирваны, а также происхождение всего сущего из энергий «Пяти великих первоэлементов»: Земли, Воды, Огня, Ветра и Пространства. По мере приближения, эти сияющие энергии обретали форму легких, как шелк, тканей – так и появились хадаки.
Ранее мы рассказывали, что ученые выяснили, что в Сибири идет снег из микропластика.