Надежда Зильберман, руководитель магистерской программы философского факультета Томского государственного университета по искусственному интеллекту рассказала Tomsk.ru про то, насколько этично использовать искусственный интеллект и как он может развиваться в будущем.


Этика использования искусственного интеллекта
Насколько этично использовать нейросети в повседневной жизни — вопрос сложный и многогранный. Каждую ситуацию стоит рассматривать отдельно и под разными углами. Если говорить про генерирование фотографий, видео и текстов, то Надежда Зильберман считает это вполне этичным, но только в том случае, если указано авторство искусственного интеллекта, так как это будет честно — как по отношению к аудитории, так и к нейросети и ее разработчику.
Также эксперт считает вполне этичным использование искусственного интеллекта в творчестве и науке. Многие не обращают внимания, но уже сейчас нейросети широко применяются в томской системе здравоохранения и помогают в лечении пациентов. Например, ученные НИИ психического здоровья Томского национально-исследовательского медицинского центра начали применять искусственный интеллект для выявления шизофрении и депрессивных расстройств: две камеры снимают лицо и позу пациента, выделяя ключевые точки и фиксируя все изменения в невербальном поведении. Затем специалисты сопоставляют данные нейронных сетей с результатами структурированного интервью, а лечащий врач выдает свое заключение.
Также томские ученные из института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН начали применять искусственный интеллект в изучении изменения глобального климата.
Более того, многие вакцины, на разработку которых, как правило, уходят долгие годы, сейчас придумывает именно искусственный интеллект. Это позволяет значительно экономить время. Также ИИ расшифровывает геном, помогает в создании лекарственных препаратов, отслеживает сон, сердцебиение, мозговую активность и другие показатели человеческого организма, которые необходимы для точной постановки диагноза и назначения качественного лечения.

Все это значительно упрощает работу многих людей. Однако вместе с тем, у многих возникает страх потерять работу из-за развития нейросетей.
Надежда Зильберман считает что, если искусственный интеллект способен заменить некоторые функции, которые выполняет человек, но не способен заменить его полностью, потому что люди начнут брать на себя другие обязанности. Как минимум, нейросети для выполнения задания человека необходимы вводные данные.
«Абсолютно во всех профессиях будет происходить смена задач и машина сможет взять на себя довольно большую часть работы. Тогда встает вопрос, какие задачи на себя возьмет человек. Но искусственный интеллект не сможет никогда заменить человека полностью», — комментирует Зильберман.
Журналисты, художники, судьи
На примере нескольких профессий Надежда Зильберман объяснила, насколько оправданной использовать нейронные сети. Если с врачами и медициной разобрались, то возникает закономерный вопрос, — каково будет людям творческих профессий, когда искусственный интеллект придет в их жизнь.
Эксперт отмечает, что машины уже давно присутствуют в деятельности творческих людей: еще с 70-х годов прошлого века художники Запада пробовали ставить первые совместные с машиной спектакли, писали картины и эскизы одежды. Искусственный интеллект стал источником чего-то принципиально нового, что позволяет людям искусства вдохновляться на новые свершения. Он может послужить инструментом, который упростит работу и сделает творческую жизнь еще более интересной.
Однако, когда искусственный интеллект пишет музыку, стихи и картины, все еще принципиально важно указывать его авторство, потому что все нейронные сети базируются на том, что было создано именно человеком.

Еще одни важные люди, которые переживают об использовании искусственного интеллекта в их профессии — это судьи. Страх оправдан тем, что зачастую они напрямую влияют на судьбу людей. В этом вопросе Надежда Зильберман категорично заявляет — «роль судьи всегда должна оставаться за человеком». Зачастую система искусственного интеллекта не способна принять во внимание все моральные аспекты сложившейся ситуации, чтобы принять наиболее справедливое решение.
Страх лишиться работы очень оправдан. Действительно системой проще сгенерировать текст, чем платить деньги журналисту, который еще и делать это будет дольше. И тут скорее вопрос, как поменяется профессия журналиста. Она не в том, чтобы написать текст, она еще и про то, чтобы найти, про что писать, найти что выразить и как привлечь внимание. Это останется за человеком, потому что это решение. Проблема в том, что искусственный интеллект часто факты подменяет, пишет с ссылками на источники, которых не существует и случаются какие-то фантазийные «бзики».
А если говорить про законотворчество, то пока что законы, по которым живут люди, будут писать они сами. Человек не готов доверить такую задачу машине. Но несмотря на это искусственный интеллект уже выносит некоторые юридические решения. В частности, он автоматически фиксирует нарушения на автомобильных дорогах и выписывает водителям штрафы.
«Этика искусственного интеллекта — это всегда решение человека. Однако важно понимать, что нейронные сети — это далеко не единственное, что меняет сейчас мир», — отмечает Зильберман.
