Весной 2023 года Игорь Браниште стал на пять лет бизнес-омбудсменом Томской области. В его полномочиях — защита прав бизнеса, просвещение предпринимателей на тему их прав и участие в разработке новых законопроектов в интересах томского бизнеса. Интересно, что свой карьерный путь Игорь Николаевич начал педагогом вуза в Молдове. Так сошлись звезды, что в начале 2000-х он переехал в Томск и здесь раскрылся как профессиональный предприниматель-аудитор. Здесь же и соприкоснулся с высшей школой, которой славится Томская область, а именно с Томским госуниверситетом.
После нас таких специалистов не готовили: на стыке юриспруденции и экономики
Я родился в Молдавской ССР. С детства мечтал быть финансистом, причем военным финансистом. Даже знал, куда поступлю — Ярославское военное финансовое училище. Но СССР распался, не случилось. И родители сказали: «Игорь, знаешь, «экономическое право» — это то же самое, что и финансист». Так что я поступил в Кооперативный коммерческий университет Молдовы по профилю «Юриспруденция», специализации «Экономическое право». В то время скорее юристы и экономисты были не столько востребованы, сколько популярны. Но я шел в вуз не за модой.
В советский период времени была развита потребкооперация — коллективное движение, которое наравне с государственной собственностью формировала свою — частную. При потребкооперации даже была финансовая структура, которая выдавала кредиты и займы, был свой арбитраж, а также своя линия образования, состоящая из училищ, техникумов и университетов. Так ККУМ раньше был техникумом, где как раз готовили для потребкооперации бухгалтеров, товароведов, продавцов, поваров, барменов и других специалистов.
После первой сессии понял, что учусь не на финансиста, но уже ничего менять не стал. По итогу я должен был стать юристом-экономистом, специалистом на стыке экономических и правовых дисциплин. В дальнейшем полученные профессиональные навыки можно было применять и как сотруднику банковской, налоговой сферы, и как таможеннику, да и в других отраслях.
Это, мне кажется, удачный эксперимент, в дальнейшем таких специалистов не готовили. Есть причина: ведь это две обширные сферы знания, и для каждой существует свое профессиональное направление со своим профессиональным мышлением. Тот же стол для юриста — это совокупность правомочий — право владения, право распоряжения и право пользования (право собственности). Для экономиста или бухгалтера — это основное средство, товар, материал. А для товароведа — потребительская стоимость, положительные эффекты для потребителя, извлекаемые из объекта. Это разные взгляды восприятия, но друг другу не противоречащие, а только дополняющие.
В 2000 году я окончил вуз, и еще три года преподавал там правовые дисциплины. А поскольку по национальному законодательству нельзя было преподавать в высших учебных заведениях без научной степени или педагогического образования, я поступил на второе высшее уже по профилю «Психопедагогика», специализации «Экономическое обучение». Педагогика — это и наука, и искусство. Можно долго учиться, чтобы доносить до сознания другого человека в понятной ему форме знания и накопленный опыт тысячи поколений, — и в итоге не стать педагогом. А можно не учиться — а родиться таковым.
Новый город — новый вуз: о переезде, работе и учебе в Томске
Почему я переехал? Это, наверное, провидение небес. Звезды так сложились. В Томске я оказался в 2004 году, один, без знакомых. И начал трудовую деятельность с ведения бухучета в местной аудиторской компании. Спустя год уже открыл свою фирму. До 2023 года я занимался ведением аудиторской деятельности. К нам обращались за консультированием по ведению бухгалтерского и налогового учета, представлением интересов предпринимателей в судах и аудиторскими услугами.
Когда я приехал в Томск, свое высшее образование я подтверждал в Министерстве образования РФ. Дипломы высшего образования национального образца другого государства должны пройти процедуру верификации в РФ. У меня был «специалитет» по специальности юрист-экономист, а Министерство подтвердило образование только по специальности юриспруденция и степени — бакалавр. Так что мне нужна была магистратура, и я поступил на заочную форму обучения на Юридический факультет ТГУ.
На мой взгляд, ТГУ — центр юридического образования в Сибири. Здесь у меня была возможность соприкоснуться со светилами правовой науки. Андреева Ольга Ивановна была моим научным руководителем диссертации. Спасибо ей могу сказать за все: за профессионализм, за понимание правовых тонкостей и житейский опыт.
Конечно, получение высшего образования я воспринимал уже по-другому: когда ты учишься в учебном заведении в первый раз, ты находишься еще в незрелом возрасте, и все жизненные моменты воспринимаются остро и насыщенно. А когда ты уже прошел определенный жизненный и педагогический путь и занимаешься образованием, ты понимаешь, как это работает, для чего это нужно, сколько времени и сил потратишь на определенную задачу.
Учитывая, что у меня был не просто студенческий, но еще и преподавательский опыт — по сути, мне преподавали коллеги. Но, конечно, я это не афишировал и был прилежным студентом. Хотя преподавателем я поработал и в Томске: в 2018 году меня пригласили в ТУСУР в качестве члена государственной экзаменационной комиссии, в которую вхожу по настоящее время, а в прошлом году этот опыт реализовал и в ТГУ.
Чтобы сказать, что ТГУ является сильным среди всех университетов России, надо попробовать каждый. У меня такого опыта нет. Но, исходя из исторической базы, количества светил правовой науки, которые сконцентрированы в ТГУ, считаю, что Томск занимает с этой точки зрения лидирующее положение. Да, после окончания диплом я никому не предъявлял, кроме самого себя, ну и конечно, на нынешней службе. Но он для меня — самый лучший!
Задача высшей школы — не только дать возможность накопить багаж знаний, высшая школа формирует клише мышления. Все остальное знание человек с высшим образованием добывает самостоятельно. Когда я преподавал, я говорил студентам так: преподаватель — это гончар, а каждый студент — глина. Задача преподавателя — создать прекрасный сосуд, человека с большой буквы.
Но у гончара не получится слепить кувшин, если глина будет слишком сухая или жидкая. Поэтому студент должен быть в меру восприимчив к информации, и в меру ставить ее под сомнение. И после того, как педагог создаст этот кувшин, только сам человек определяет, чем его наполнить.
И все зависит от того, не где ты учишься, а как ты учишься. Пока студент сам не захочет воспринимать знания и на их основе выстраивать свою личность, никто в мире его не заставит это сделать. Задача педагога — в каждом студенте пробудить этот интерес и увидеть себя со стороны. И я ставил для себя такую же задачу всегда.
Бизнес — это в первую очередь люди
Защитой прав предпринимателей фактически я занимался с 2004 года, но на коммерческой основе — представлять интересы в судах, консультировать, давать возможность выстроить корректную систему бизнеса. До 2010 года я совмещал управление своей компанией и работу аудитором по найму. А после стал трудиться только на себя.
Чтобы быть аттестованным аудитором, нужно сдать квалификационные экзамены и быть членом саморегулируемой организации аудиторов, это по сути заменило лицензирование после его упразднения в некоторых сферах — строительство, оценка, аудит. Я десять лет входил в «Российский Союз аудиторов» (прошлое наименование — «Московская аудиторская палата»), а с 2020 года по настоящий момент нахожусь в составе саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество».
Что послужило причиной смены частного бизнеса на государственную службу — прозвучит банально — желание помогать! Раньше все было просто: если права предпринимателя нарушены, есть возможность их защитить, либо восстановить ущемленные интересы. Причем это возмездное оказание услуг: есть цена, контракт. И у меня было право выбора, с кем работать и за что браться.
А сейчас я делаю это в качестве уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области. Это же государственная должность, вопросы, которые мы охватываем — более широкие. Я должен рассматривать все проблемы и обращения без исключения. Причем я их могу решить благодаря и административному ресурсу.
Вообще бизнес — это деятельность, осуществляемая на свой риск, связанная с извлечением прибыли. И это в первую очередь — люди. Говорить, что наш бизнес радикально отличается от бизнеса Ханты-Мансийска, Якутии или Краснодара — нет. Но свои особенности есть. Например, это расположение региона, его обычаи, культурное наследие. Томичи же славятся тем, что это — высокообразованные, высококвалифицированные граждане, свободолюбивые, ценящие честь, свято чтущие достоинство другого.
Только поймите правильно, я не говорю, что в других регионах этого нет. В этом ключе наш бизнес отличается. Большая концентрация населения и вузов в области дают о себе знать. В первую очередь высшее образование создает потенциал для реализации бизнес-идей. Но на любые процессы влияют единые для всех экономические закономерности, бизнес отличается только душой того, кто его реализует.
На мой взгляд, самое главное (в жизни, бизнесе, обучении) — осознавать, кто ты есть на самом деле. И что ты хочешь с этим человеком (то есть, собой) сделать. Если ты хочешь его сделать Человеком с большой буквы, тогда у тебя все получится!