Наука или жизнь? Подстраиваться под общество или быть счастливым? Выпускник биологического института ТГУ, преподаватель биологии и химии в Международной школе Глеб Сапунов точно знает ответ. О траектории «Сибирь-Таиланд», о том, что вдохновляет, о сложностях и преодолении рассказываем в новом выпуске спецпроекта Tomsk.ru и ТГУ «Университет без границ».
В школе я любил английский и биологию, готовился к поступлению на международные отношения. В 11 классе выиграл путевку в ВДЦ «Океан» на смену «Наука. Человечество. Прогресс». И там заболел. В медпункте меня очень тронула забота и внимание врача, это было настолько по-человечески… что я передумал и решил идти в медицину. Тем более, что мои бабушка и прабабушка тоже были врачами, и это направление меня интересовало. Я вернулся и занялся подготовкой к ЕГЭ.
Из родного Кемерова приехал поступать в Томск — сначала в СибГМУ, на лечебное дело. Но прием в Томском государственном университете оказался теплее, это и сыграло решающую роль. Я решил, да, пусть моя мечта не сбудется, но биологию я очень любил и мне точно будет интересно учиться. И не ошибся!
Почти каждый предмет, который мы изучали, вызывал во мне чувство восторга. Школьная биология и химия и рядом не стояли с тем, что мы изучали в ТГУ. Каждый преподаватель знал свой предмет очень глубоко, и у каждого были свои интересные особенности.
В один момент меня стало буквально разрывать между кафедрами — какой профиль выбрать — интересно было все! А профессор Владимир Никифорович Романенко с кафедры зоологии беспозвоночных даже предложил мне специализацию на его кафедре прямо в момент экзамена. Но в итоге я все же выбрал кафедру генетики и цитологии. На такое решение повлияло знакомство с Глебом Артемовым, к которому я пришел в лабораторию на экскурсию. Мне понравился его рассудительный и спокойный характер, я понял — мы точно сработаемся.
На старших курсах, помимо иммунологии и цитологии, я также погрузился в предметы кафедры физиологии — видимо, так компенсировал свое непоступление на медицину. Огромное влияние на становление меня как биолога и будущего педагога сыграли преподаватели: Николай Николаевич Кувшинов, Зоя Кузьминична Вымятнина, Михаил Алексеевич Большаков, Нина Сергеевна Москвитина, Валентина Николаевна Куранова, Светлана Васильевна Пулькина, Надежда Васильевна Островерхова, Людмила Александровна Бобкова, Раиса Александровна Карначук.
НЕ ВСЕ БЫЛО ЛЕГКО
Самым трудным было соответствовать высокой планке преподавателей химического факультета: так как большая часть предметов велась именно на его базе, химии было много. Я ежедневно зубрил конспекты, изучал учебную литературу, составлял планы, презентации. Важно было и сфокусироваться на профильных предметах, и не завалить общие.
Неожиданностью стала также первая летняя полевая практика в Киреевске. Но я быстро втянулся благодаря замечательным педагогам — Вере Викторовне Коневой и Ирине Евгеньевне Мерзляковой, которые своим примером показали, как преодолеть трудности и почувствовать аутентичность такой работы.
«Однажды во время полевой практики мы с однокурсниками отправились ночью в лес, собирать бражников. Взяли простынь, лампу, чтобы приманить их на свет. Но приманили только летучих мышей. Наших девочек слышно было на весь лагерь».
ТОМСК-МОСКВА: НЕ ОШИБКА, А ОПЫТ
К концу обучения я чувствовал в лаборатории какой-то потолок, который не открывал все возможности, которые я хотел. Нужно было выбрать: остаться в магистратуре ТГУ или выбрать другой вуз. Еще на четвертом курсе я попал на конференцию в Пущино (Московская обл. — прим.), а позже узнал, что два моих преподавателя тоже там учились и работали. Тогда это произвело на меня большое впечатление, и я решил, магистратуре в Пущино — быть.
«Это оказалось худшим решением в моей жизни. Спустя год учебы там я почувствовал разницу и сильно пожалел, что не продолжил научную деятельность в Томске».
Денег постоянно не хватало, плюс стало понятно, что я не хочу работать в науке — мне больше нравилось преподавать. И по окончанию магистратуры мы с моим другом открыли небольшую частную школу — курсы иностранных языков в Серпухове. Это был первый мой опыт ведения бизнеса.
Английский я изучал с пяти лет, сам ходил на курсы, поэтому знал, как организовать их наиболее продуктивно, подобрать пособия, сформировать группы и оценить уровень языка учеников. Постепенно стал преподавать английский. Школа быстро росла, появились заявки на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, и я начал преподавать биологию. За год подготовки учеников по два-три часа в неделю удавалось с очень низкого начального уровня выйти на высокие баллы. Так как биология большим спросом не пользовалась — все знают, что это один из самых трудных экзаменов, и мало кто решался пойти в медицину там, где работала наша школа, — поэтому упор у меня был больше на английский.
Я получил дополнительное образование в методике преподавания (TESOL), поднял свой уровень до С1, и ко мне стала выстраиваться очередь из родителей. В школе также вел методическую работу, был академическим директором, контролировал работу преподавателей и следил за прогрессом учеников.
МОСКВА-КРАСНОДАР-ТАИЛАНД
Так я проработал восемь лет, но окончательно устав от холодов, решил сменить климат. Сначала переехал в Краснодар, продолжая вести занятия онлайн — индивидуально и в группах. Конкуренция на рынке преподавательских услуг была очень большая.
Я понимал, что у меня большой потенциал, и мне необходимо сделать рывок. На тот момент один из моих коллег уже год жил в Таиланде, я долго его расспрашивал обо всем и решил тоже попробовать…
В новой стране в течение пяти месяцев искал работу, откликался на сотни вакансий и в итоге получил приглашение от престижной швейцарской школы. На собеседовании выяснилось, что школа ищет преподавателя и экзаменатора старших классов для занятий по углубленной биологии и химии на английском языке. Я идеально подходил на эту должность, так как у меня в дипломе были отдельные предметы, которые назывались так же, как и необходимые.
«Завуч спросил, действительно ли я сам видел, как работает то или иное биологическое оборудование, делал ли сам ПЦР? Я ответил, что в томском университете было современное оборудование, и я действительно многое выполнял своими руками».
Я провел открытый урок по ПЦР и секвенированию ДНК, и мне сделали оффер.
ВДОХНОВЕНИЕ. ДОСТИЖЕНИЯ. ТГУ
Сейчас я работаю в этой школе второй год. Между немецкой — а здесь учатся, в основном, дети экспатов из Германии и Швейцарии — и российской школами огромная разница, ко многому пришлось привыкать и многое менять в моем стиле преподавания. Темы сложные, но благодаря фундаментальному образованию ТГУ, я могу сосредоточиться именно на методике и педагогическом дизайне, а не повторять материал в надежде что-то вспомнить. Университет также выработал во мне привычку постоянного самообучения, непрерывного неотъемлемого саморазвития и рефлексии. Это важная часть работы преподавателя, ведь биология и химия развиваются так быстро, что нужно держать руку на пульсе и обновлять свои знания, а педагогический дизайн всегда требует гибких подходов и большого багажа инструментов для построения уроков.
К 32 годам моими самыми большим достижениями стали: получение работы в международной школе в Бангкоке; составление и одобрение комиссией экспертов Люцерны выпускного экзамена по продвинутой химии на сертификат зрелости, сдача международного экзамена IELTS Academic на 8.0 из 9 (с высшим баллом 9.0 в аудировании при подготовке к экзамену всего за пять дней); открытие частной школы, которая уже десять лет работает автономно и эффективно; запуск и ведение собственного блога про работу и жизнь в Бангкоке, и, конечно, окончание ТГУ с красным дипломом — очень горжусь, что у меня только одна четверка.
Опыт учебы в Томском государственном университете — это наследие, которое я всегда буду хранить, как зеницу ока. ТГУ познакомил меня с мудрейшими людьми, преподавателями, которых я всегда вспоминаю добрыми словами, дал мне качественное, всестороннее, современное образование и профессию. ТГУ — это про преемственность, традиции и инновации. Считаю, что мне посчастливилось учиться в лучшем вузе мира. До сих пор храню тетради с конспектами по всем предметам. Я помню своих преподавателей и пишу им имейлы с поздравлениями на праздники. Мечтаю, что однажды войду в двери ТГУ уже не как студент, а как преподаватель. Это моя Alma mater и сюда хочется возвращаться.
Кроме профессиональных достижений, есть те, которые осознаешь случайно и неожиданно. Они мотивируют и вдохновляют. Например, когда ученики тебе говорят: «Мистер Сапунов, я решил выбрать профиль продвинутой биологии в 12 классе, мне стал интересен этот предмет после 11 класса с вами» или «Мистер Сапунов, я решила поступать на биомедицину, а не на менеджмент» — это и есть настоящее достижение, когда ученик смотрит на тебя «за рулем урока» и понимает — «Вау! Я хочу быть таким же крутым именно в этой области!»