Интересное

Сценарист, режиссер, шоураннер — «человек и пароход» Иоанна Петш о том, чему на самом деле учит филфак ТГУ

11:30 / 16.04.24
4433

«Тексты всегда были у меня в голове»

Мы в социальных сетях:

«Мне сказали, сможешь хакатон организовать? Говорю, конечно. А я даже не знала, что такое хакатон». Как организовать международный хакатон с участием МТС, как снять свой первый фильм, чтобы он попал на Кинопоиск, как получить работу в Okko и какую роль сыграл во всём этом ТГУ — рассказала выпускница филфака Иоанна Петш. Читайте в новом выпуске спецпроекта Tomsk.ru и ТГУ «Университет без границ».

Мне было 16, когда я поступила в ТГУ. Это вышло случайно. На тот момент поступала моя школьная подруга, помню, как отправляли из библиотеки документы по e-mail. Подумала, что тоже могу подать. У меня были достаточно средние показатели, поэтому я особо не ждала, что вообще куда-то возьмут, и переезд из родного Новокузнецка не планировала. Но меня приняли в КемГУ и в ТГУ. Я подумала, Кемерово вроде ближе, но Томск как-то прикольней звучит и можно подальше вырваться из родительского гнезда. Выбрала Томск и приехала. Поступала, кстати, на исторический, филологический и философский. Прошла на все три. Остановилась на филфаке, потому что мама преподавала русский язык и литературу, и мне это все было близко и понятно.

Первый год я жила с пятикурсниками, а не со своими. Это несколько отдаляло от сверстников. Плюс учиться было сложно — легко было в литературу и очень сложно в языкознание и во все лингвистические штуки. Поэтому, кажется, повезло, что я не с первого курса начала участвовать в общественной жизни, иначе меня бы, наверное, отчислили.

Зато первый курс прошел под эгидой «Что? Где? Когда?», куда я пришла благодаря своему первому молодому человеку. Это стало моим хобби. Там был какой-то свой социум, свое комьюнити.

Сценарист, режиссер, шоураннер — «человек и пароход» Иоанна Петш о том, чему на самом деле учит филфак ТГУ

Мне было важнее находиться конкретными с людьми, чем делать то, что не сильно нравилось.  И всегда так происходило, что сначала шла из-за человека, а потом что-то меня разматывало — и я погружалась, погружалась…

«Бывает, вижу человека и понимаю: хочу с ним работать или учиться у него. Так произошло с Александром Сергеевичем Янушкевичем (советский и российский литературовед, историк литературы, профессор, доктор филологических наук — прим.) — он был звездой нашего факультета. Один из отцов-основателей, специалист по Маяковскому и Пушкину — преподавал «золотой век», ездил в Италию, в Грецию читать лекции. Его, конечно, все боялись. И для меня это был настоящий челлендж — пойти к нему. Он как завкафедрой нас, конечно, пестовал. Хотя жизнь я себе усложнила достаточно сильно — ребята, которые учились у других преподавателей, так много не писали, как я. Но вера в меня и мое умение писать, которую мне дал Александр Сергеевич, очень помогла в жизни».

На втором курсе съехала из общаги, сняла квартиру с девчонками-выпускницами и как раз в это время попала в Институт кураторов ТГУ. Это система закрепления за первокурсниками ответственного человека, который их вводит в университетскую жизнь, помогает, такой массовик-затейник, как в лагере. Я пришла туда в 18, по возрасту подходила, а по опыту — не совсем. Но мне показалось это интересным, и я очень погрузилась в эту историю.

Когда ты тренер, можешь предложить в качестве стартапа свой проект. Так мы с моим другом организовали «Академию кино ТГУ». Проект длился три месяца, мы приглашали преподавателей, люди учились и снимали в конце короткометражки. Итоговый показ сделали в Аэлите, вручали пластиковые мини-Оскары. Нас даже по телевизору показывали. Не знаю, почему мы вообще стали этим заниматься, наверно, любили смотреть кино. Хотя сами никогда не снимали. Но, ретроспективно, это был такой первый звоночек в сторону будущего увлечения кинематографией.

С корабля — на корабль

Когда проект закончился, я решила, что хочу быть руководителем комиссии. В профкоме были профорги и комиссии. И это была такая элита, частью которой мне хотелось стать. Мы организовали «Клуб интеллектуальных игр» — и появилась комиссия.

«В университете была какая-то свобода, ощущение, что нет ничего невозможного. Захотелось мне сделать «Академию кино», я сделала. Да, ходила, деньги выбивала, небольшие. Но мне же помогли с этим. Хотела сделать «Клуб интеллектуальных игр» — сделала. Такая крутая база для стартаперского мышления».

Сценарист, режиссер, шоураннер — «человек и пароход» Иоанна Петш о том, чему на самом деле учит филфак ТГУ

Я полностью погрузилась в профкомовскую деятельность, и на этой волне мы организовали первый в Сибири Всероссийский студенческий чемпионат «U-Mind Games» (фестиваль интеллектуальных игр в Томске). Пригласили топового игрока «Что? Где? Когда?» Борю Белозерова. Я совершенно «на дурачка» написала ему, приедешь?  Боря ответил, за билет — да. Так и привезли. Сделали большую классную тусовку, что называется, дорого-богато.

Потом чемпионат проводился еще несколько лет (последний — в 2022 году), а я «висела» на стене в ТГУ как руководитель комиссии Клуба интеллектуальных игр.

В тот момент меня окружали очень амбициозные люди, от этого было желание тянуться выше.

Я поехала на «Территорию смыслов» (Всероссийский молодежный образовательный летний форум, проходит ежегодно с 2015 года; федеральный проект — прим.). Сначала в качестве участника, с ребятами из CAST кино. Проект, который они тогда представляли, тоже был про кино, грант за него получили. А я очень загорелась поехать на Территорию именно организатором. В следующем году прошла отбор (выбирали со всей страны) и стала частью оргштаба.

Месяц работала с группами, была в «службе протокола» — мы встречали важных гостей, политиков, бизнесменов. И отдельно курировала команду айтишников. Со своим кейсом они выиграли сертификат на стажировку в МТС. Один из сертификатов, как помощнику, достался мне.

После форума я поехала отдыхать в Питер, оттуда позвонила в МТС, договорилась о стажировке, вернулась в Москву и в августе пришла на новое место.

«Осталась в Москве с чемоданом летних вещей, не стала возвращаться в Томск. Я помню это время как максимально тяжёлое, и по деньгам, и по всему. Но было чёткое понимание, что надо дальше. В ТГУ я размышляла, вот сейчас выпущусь, уйду из профкома, что потом? В школу я не хотела, да я и не умею преподавать. Чувствовала тупик, это очень фрустрировало. После ТГУ во мне всегда горело «дальше, лучше, надо, надо…»

Случайности не случайны

В МТС попала к человеку, у которого как раз был запрос на организатора. Мне сказали, сможешь хакатон организовать? Говорю, конечно. А я даже не знала, что такое хакатон, гуглила всю ночь. Первый проект был с САПом (SAP SE — немецкий производитель программного обеспечения для организаций, третий крупнейший разработчик в мире после Microsoft и Oracle — прим.). Мне было 21, и менеджеры недоумевали: что эта девочка здесь делает? А я делала вид, что в теме и всё под контролем.

«Организационные навыки очень сильно мне помогли в Москве работать в большой компании. Было очень похоже на то, что мы делали в профкоме, только другие масштабы, другие деньги. А по факту: сметы, люди, пиар — эту базу мне дал профком».

Позже мы делали хакатон в Иннополисе (Татарстан), хакатон на три города — Москва, Санкт-Петербург, Краснодар. Разработали новый формат для конференций  —«product-battle». Первые провели онлайн-конференцию с трансляцией на 100 000 человек. Запустили с командой гильдии — профессиональные сообщества в компании. Было много крутых мероприятий.

Сценарист, режиссер, шоураннер — «человек и пароход» Иоанна Петш о том, чему на самом деле учит филфак ТГУ

Но это всё было потом, а пока я оставалась в Москве после одномесячной стажировки на декретной ставке, с зарплатой 40 тысяч рублей. На тот момент мне казалось это большими деньгами, по меркам Томска. Так я работала год, выживала, как могла. Позже мне предложили нормальную ставку и повышение, я уехала работать в Питер — мне там очень понравилось. Еще через год  вернулась в Москву, тут случилась пандемия, и закрутилась моя история с кино.

Пандемия помогла

Работа стала удаленной, все мероприятия ушли в онлайн, за выход из дома штрафовали, кинотеатры не работали. А кино я любила всегда. Поэтому, буквально взаперти, подсела на него основательно, сериалы на Netflix смотрела запойно.

«В какой-то момент я начала винить себя, что так много смотрю и ничего не делаю. Думала, хотя бы пиши что-нибудь, создавай тогда это кино».

Как-то мои друзья делали маленький подкаст. Мне казалось, это так прикольно: их слушают тысячи две человек. А я сижу и смотрю сериалы. Стало обидно, что я только потребляю, как будто в тот момент у меня возникла потребность в создании.

Тем более, что тексты всегда были у меня в голове. С самого детства, сколько себя помню, сочиняла сказки, разные истории. Первый телевизор появился у нас, когда мне было 8 лет. И надо было как-то себя развлекать всё это время.

В общем, внешний кризис повлиял на внутренний, и я решила попробовать себя в написании. Поступила в Московскую школу кино на сценариста, училась два года, закончила — теперь я дипломированный сценарист игрового кино. Потом уже в качестве режиссера сняла свои короткометражки.

«Отсутствие страха —  это точно благодаря ТГУ. У меня нет внутреннего «нельзя». Я говорю, а почему? А если вот так? Начинаю крутить, что можно еще сделать. У меня не было вопроса, как же я сяду за режиссерское кресло, если до этого не снимала. Это моя история, я сама её написала и знаю, как снять».

Со стороны кажется, снять кино — просто. Но сложнее этого ничего нет. Самое главное — это этапы, и, пока не столкнешься, не представляешь, насколько их много. И сценарий — это не литература, а документ, приложение к тому, как снимать. Ты не можешь писать абстрактные вещи, что-то вроде «он думал о бытие мира, потому что вспоминал философию Ницше». Нужно прописывать конкретные действия. Еще нужно «снимать» речевые характеристики людей. Они же не могут  разговаривать в сценарии все одинаково.

«Здесь очень помогло умение работать с текстами, анализировать персонажей, которое я получила на филфаке. Вообще вся любовь к сложной литературе у меня оттуда».

Потом поиск финансирования. Мой первый фильм «На день мою одежду» стоил миллион рублей. Найти деньги оказалось тем еще квестом: несколько месяцев я ходила со сценарием, обивала пороги, объясняя, что это продаваемо. В индустрии меня считают хорошим сценаристом, и история всем нравилась, но с точки зрения режиссуры, нужно доказать, что ты можешь, ты имеешь право снимать и почему.

Сценарист, режиссер, шоураннер — «человек и пароход» Иоанна Петш о том, чему на самом деле учит филфак ТГУ

Этапы в кино очень большие. Сначала пишешь очень долго, переписываешь. Куратор, преподаватели, продюсеры дают правки, еще переписываешь, еще дают правки. Когда наконец пошло в предпродакшн, начинается раскадровка, где каждая сцена разбирается на кадры — это очень долгая работа.

Потом кастинг. Главную героиню выбирали три месяца. Так как я не профессиональный режиссер,  искала человека, которому была близка история. В целом, это такая подростковая тема: про девчонку, ей 18, она работает уборщицей (помогает маме) и просто помешана на модных брендах. Случайно попадает в дом известной тикток-блогерши и находит её мёртвой. Но вместо того, чтобы сбежать, она начинает примерять ее вещи и, собственно, жить её жизнь.

Съемки проходили сложно из-за разных вещей, внешних обстоятельств, каждую смену согласовывали. Затем процесс монтажа, а это вообще самое ужасное. Смонтировал — кошмар получается сразу. Правки по сценарию проще принимаются, потому что монтаж — это то, что уже снято. Мы с режиссером монтажа часами работали, раз 15 полностью пересобирали. Отдельно звукорежиссер накладывает звук, отдельно — цветокоррекция. Потом всё это сводится в единый файл, и только после этого фильм готов.

Но если у фильма нет прокатного удостоверения и документов, то показать его нигде нельзя. Можно у себя на проекторе или арендовать время в кинотеатре, но официально — нет. Поэтому дальше идёшь с продюсером получать документы на фильм. И выходит, что от идеи до конечной точки проходит огромный этап работы.

«Кино — дело вообще очень не быстрое, это самые медленные индустрии. То, что ты делаешь сейчас, возможно, принесет тебе пользу через пару лет. И это тяжело, потому что в других индустриях сразу эффект виден».

Со вторым фильмом было легче. Небольшой сценарий, простой кастинг. Я пригласила Серёжу Новосада, сразу решила — он подходит. Мы встретились, оказалось, у него год назад умерла мама, а там как раз была история про переживание смерти мамы, ему очень это попало, и он согласился. Снимали 28 декабря в Подмосковном лесу, все было так по-доброму.

Сейчас мы входим в историю, где меня уже наняли как режиссёра и сценариста. Написали милую историю про бабушку — Роза Хайруллина будет играть. Вступаем в процесс подготовки съёмок.

Человек и пароход

«Мне всё время как-то недостаточно. Я всё время думаю, надо делать уже другое, надо развиваться, что-то я засиделась на одном месте. Всегда кажется, я мало делаю».

По моим сценариям снято четыре фильма — два сняла я сама, еще два — другие режиссеры.  Объездили с ними все топовые российские фестивали: «Короче», «Святая Анна», ММКФ (Московский Международный кинофестиваль — один из старейших в мире, проходит с 1935 года — прим.).

Учусь на шоураннера у Гавра Гордеева в Okko — выиграла грант (шоураннер обычно совмещает обязанности сценариста, исполнительного продюсера и редактора сценариев — прим.). Мы с одногрупниками под руководством Гавра «разгоняем» сериалы для Okko, и если все получится, то запустим. Это, конечно, неоценимый опыт.

Сценарист, режиссер, шоураннер — «человек и пароход» Иоанна Петш о том, чему на самом деле учит филфак ТГУ

Пишу на заказ рекламу, сценарии, разрабатываю заказной ситком а-ля «Кухня», но это больше про деньги, не про творчество. Из необычного  — знакомые актрисы, позвали писать, и возможно ставить, спектакль в бывшем Гоголь-центре.

Официально еще работаю в МТС, но меня больше в кино перетягивает. Совмещаю, пока получается.

Сценарист, режиссер, шоураннер — «человек и пароход» Иоанна Петш о том, чему на самом деле учит филфак ТГУ

«Всё, что нужно делать долго, последовательно, регулярно, не хаосно — это не моё. На такой работе я умираю. А кино — максимально креативная работа, и сценарии мне нравится придумывать, и снимать, и взаимодействовать с актёрами, с оператором, с площадкой. Это такое творчество и оно в радость».

Конечно, от любой работы можно устать. Но пока не устала. Мне кажется, я — достигатор. Важно поставить галочку. Возможно, когда я запущу сериал, и он выйдет на какой-нибудь платформе, в этом моменте я подрасслаблюсь и скажу, ну всё, можно релакснуться. Но пока галочки нет, я бегу.