Источник фото: Tomsk.ru
Интересное

Умная теплица и вермиферма: о чем думают современные школьники

16:10 / 04.12.23
2562

Школа цифровых технологий провела смену для финалистов конкурса инженерных проектов «ТехноЛаб»

Мы в социальных сетях:

Можно ли придумать идею, которая изменит будущее, если ты — ученик городской (а то и сельской) школы? Да, и это доказали участники технологической смены профориентационного проекта «ТехноЛаб». 

Проект создан Школой цифровых технологий для того, чтобы школьники могли узнать больше о профессиях будущего, понять, куда пойти учиться, чтобы построить свой карьерный путь. В этом году «ТехноЛаб» проходит при поддержке «Движения Первых, в партнерстве с Администрацией региона, вузами и инновационными компаниями.

Умная теплица и вермиферма: о чем думают современные школьники

«ТехноЛаб» стартовал еще в сентябре: во всех муниципалитетах Томской области прошли познавательные выставки-квесты для школьников с 1 по 11 класс.  Тогда же организаторы запустили конкурс инженерных проектов, чтобы вовлечь талантливых ребят в научно-техническое творчество.

Умная теплица и вермиферма: о чем думают современные школьники

Конкурсанты могли выбрать одну из предложенных тем: от систем очистки воды и роботов-путешественников до умного дома, роботизированного города, инноваций в сельском хозяйстве, транспорте, искусстве, медицине и экологии. Из 205 заявок победителями стали 40 человек. Их и пригласили на образовательную технологическую смену «ТехноЛаб».

Умная теплица и вермиферма: о чем думают современные школьники
Умная теплица и вермиферма: о чем думают современные школьники

Как отметила руководитель проекта Технолаб» Дарья Качкурова, одним из критериев отбора финалистов была степень проработки инженерной идеи:

Умная теплица и вермиферма: о чем думают современные школьники

«Дети все-таки еще склонны к воображению: например, сделать корабль, который доставит его за 10 минут в космос. Это самая начальная ступень технического творчества. Мы старались выбирать тех, кто понимает, что их задумки можно воплотить в жизнь. Они знают, как работать со своей идеей и что для этого нужно. Даже если наши участники пока не знают, как собрать конкретный механизм, они представляют, как он будет выглядеть в макете, как будет работать. Это круто, что в инженерном деле становится больше тех, кто хотел бы связать жизнь с техническим творчеством», — отметила Дарья.  

На технологической смене «ТехноЛаб» наставники помогают ребятам доработать их проекты, наглядно и ярко представить их для публики. Поэтому для участников была организованна передвижная лаборатория прототипирования и мастерская (фаблаб) с инженерными инструментами.  Здесь можно было распечатать свою модель на 3Д-принтере или с помощью столярных инструментов собрать прототип механизма.

Умная теплица и вермиферма: о чем думают современные школьники
Умная теплица и вермиферма: о чем думают современные школьники

Проекты участников технологической смены затрагивают абсолютно разные сферы. Например, 5-классник из Томска Андрей Белькевич хочет создать компактный мусоросжигающий завод на крыше дома, чтобы решить сразу две задачи: утилизацию отходов и выработку энергии для отопления. Согласитесь, это идеальный вариант для Сибири!

«Сейчас на свалках много мусора, он загрязняет мир и вредит животным. Я знаю, как выглядит модель завода и 100% знаю, как это должно работать. Следующий шаг – постараться, чтобы об этом узнали другие люди. Может, проектировщики домов задумаются, чтобы устанавливать такие заводы на домах. А сам в будущем хочу стать либо геологом, либо проектировщиком», — поделился Андрей.

 У 10-классника Никиты Кинцеля из села Александровское другая разработка: компьютерная игра, которая сможет помочь в лечении людей с депрессией.

«Депрессия сейчас – это распространенная проблема, и я решил создать игру, которая поможет людям с ней бороться. Это аркада, в которой герою нужно проходить разные испытания, через это улучшать свое самочувствие. На смене мне помогают доработать мой проект. Я думаю, будущее у моей игры есть — ведь она почти закончена, и я хочу ее выпустить на какой-нибудь платформе», — рассказал Никита.

На смене есть и проектные команды. Захарова Ангелина, Черевань Валерий и Лазарева Полина занимаются созданием автономной системы для переработки органических отходов с помощью червей. Еще один участник команды «ВермиЭко» Жуланов Ежи подключается к работе дистанционно.

Как отметила капитан команды Ангелина Захарова, аналоги у их технологии есть, однако автономно работать они не могут.

Умная теплица и вермиферма: о чем думают современные школьники

«Наш проект актуален, поскольку каждый день люди производят очень много органического мусора. А здесь установку можно поставить на подоконник и управлять вермифермой с помощью приложения. Все, что нужно – подкармливать червей, пополнять резервуар с водой и обеспечить подзарядку. Макет 3Д-модели мы создаем здесь, на смене. Нам помогли, подсказали, как проект улучшить.  Хотелось бы сказать спасибо не только организаторам, но и всем ребятам, которые находятся в лагере от «Технолаба»: они помогают нам открывать новые стороны нашей работы и предлагают идеи для его развития», — сказала Ангелина.

Есть и те проекты, в которых ребята проявляют предпринимательские способности. Например, это умная компактная теплица на гидропонике, в которой можно будет круглый год выращивать клубнику или зелень прямо на подоконнике. Установку сделали трое старшеклассников из Белого Яра – Андрей Вялов, Яков Степичев и Богдан Мазур. Богдан занимается электроникой, Андрей – проектной работой, а Яков – руководит.

«Идею проекта подсказал наш наставник. Мы сделали маленькую тестовую теплицу-макет и осознали: это же прикольно! Такую сможет себе каждый позволить, много места она не займет, зато у вас будут круглый год свежие ягоды! Один экземпляр у нас выходит по затратам всего лишь в 3-4 тысячи. Для экономии эстетики решили делать ее из дерева. Наш ближайший шаг – создать рабочий прототип. А после будем создавать большую теплицу», — поделился планами Яков Степичев.

Смена получилась больше «мужской»: из 40 участников девочек — всего 7. Однако каждый из их проектов заслуживает внимания. Например, 10-классница Светлана Дмитриева из Томска разрабатывает проект по применению фотогальванического материала, чтобы получить более дешевую электроэнергию.  А 9-классница Маша из села Рыбалово Томского района собрала гидропонную установку. 11-классница Ульяна Каричева приехала на смену «ТехноЛаб» из Колпашева, девушка работает над созданием капсулы для восстановления здоровья человека.  

«В одном из фильмов я увидела капсулу, в которую помещали человека для восстановления его здоровья. Я решила сделать подобную, но, чтобы там можно было в том числе проводить операции.  В принципе я понимаю, что для реализации моего проекта нужны деньги, инженеры, оборудование и люди, которые согласятся ее протестировать. На смене наставники помогли сделать 3Д-модель моего проекта, который я покажу на выставке проектов», — рассказала Ульяна.

Финалом технологической смены и проекта «ТехноЛаб» стал Инженерный фестиваль для школьников и их родителей, который прошел 3 декабря в бизнес-инкубатор «Дружба». Именно там участники технологической смены презентовали свои проекты и представили прототипы.