28 декабря томскому предпринимателю и отельеру Юлии Штадельман поступил звонок из администрации Томской области. Ее вместе с семьей пригласили поучаствовать во Всероссийском семейном форуме «Родные-любимые». Это ежегодное событие, куда приезжают многодетные, династийные и талантливые семьи страны с целью выступить от имени родного региона.
В этом году в форуме приняли участие 100 семей и более 1000 человек с 89 регионов России, что никак не помешало семье Штадельман в лице Юлии, ее супруга Михаила и троих сыновей Дмитрия, Петра и Виктора занять призовые места и выйти в финал многих номинаций.
Tomsk.ru встретился с Юлией, чтобы поговорить о страхах, переживаниях, волнении и тревогах, которые преследовали ее семью во время подготовки к конкурсу. А также о том, сколько положительных эмоций, приятных моментов и важных семейных открытий сделала семья Штадельман. Но обо всем по порядку.
С чем можно сравнить ощущения от того, когда вам звонят и предлагают поучаствовать в таком серьезном конкурсе?
—Я люблю, когда получается сделать просто. Это должно работать хотя бы в мою сторону, если люди приходят ко мне с каким-то запросом. Когда мне позвонили, то я попросила дать мне полчаса, нужно было согласовать с супругом. Потому что это же не только меня касается. И осознание точно не пришло сразу же, не буду никого обманывать.
А были на рассмотрении у администрации другие семьи?
-У меня не было такой информации. Но мне в комментариях, когда я выставила пост о том, что мы едем на конкурс, писали другие семьи, они тоже планировали поучаствовать. Так что да, скорее всего были и другие кандидаты. Сначала отбор был на уровне региона, до 10 января утвержденные областью заявки обрабатывались в Москве, и только тогда мы узнали, что поедем. А ведь Москва могла выбрать и какую-то другую семью.
Дальше было волнение. Я не спала дня четыре. Потому что ты начинаешь с этими мыслями жить, они постоянно у тебя в голове. Тогда я еще не понимала, что это одно из главных событий года. Осознание пришло позже, уже где-то в Москве. Страх, сомнения и взрослая рассудительность могут нас останавливать, а воодушевление, идея, желание и картинка в голове — могут унести тебя вперед. Так и было в нашем случае.
И после этого у вас началась подготовка, правильно? Я читал о том, что вам нужно было сделать визитку, и она была отснята в разных местах города. Насколько творческий подход в этом вопросе был уместен? Какие критерии были у задания: репрезентация региона или вашей семьи?
-Мне кажется, что это самое масштабное и спонтанное, в чем мы участвовали (смеется). Все началось с творческого конкурса. Одним утром я просыпаюсь и говорю: у меня есть идея. Мой муж поет и пишет стихи, поэтому он делает кавер-версию песни «На заре», потому что это песня остается узнаваемой для нескольких поколений. Дети ее знают, я ее знаю потому что слушаю Басту, а муж знает ее из своего поколения, оригинальный трек группы «Альянс».
Он переделывает песню, нам утверждают слова, мы высылаем их, и тут с помощью подключаются наши друзья и партнеры. С нами провели уроки вокала, нам в ночь записали трек, потом нашелся оператор, готовый снять нас в понедельник, когда стоял мороз. Но мы вообще на все были согласны и в итоге записали клип о Томске. Я давно хотела показать город не только историческим или молодежным, но сделать что-то среднее. Показать его развитие, его науку, его студентов и бизнес.
А после того, как нас утвердили в Москве, у нас осталось всего восемь дней на подготовку. То, что это ужасно мало мы поняли уже в процессе. И не осознавали всего масштаба конкурса, пока не оказались там. Но я понимала: мы сделаем все, что только возможно, потому что мы семья. Хотя у нас и было мало времени, но я четко знала, что мы либо едем участниками, либо не едем совсем.
Ваши эмоции ясны, а как дети отреагировали? Они готовы были стопроцентно участвовать или были сомнения? Пришлось еще поуговаривать?
-Все было просто. Муж спросил меня: «Ты уверена?» и вышел. Сказал, чтобы я сообщила детям сама. Я позвонила каждому кроме младшего, он всегда за тусу, весь в меня! (смеется) Спросила у них, хотят ли они в Москву и объяснила, что это не просто поездка. Там нужно будет участвовать во всех конкурсах и мастер-классах на ВДНХ, представлять Томскую область, школу, петь и говорить, если вызовут. Без стеснения и уговоров. Удивительно, но дети сказали «да». И поэтому когда кому-то было страшно выступать на огромной сцене, я говорила: «Ты здесь не Дима, ты здесь от Томска и области. Ты здесь представляешь других детей, тех кто не поехал и мог оказаться на твоем месте. Поэтому ты выйдешь и споешь». Хотя я, как мать, наоборот должна была поддержать и успокоить ребенка, но все было очень серьезно.
Дети прочувствовали, что такое выступать перед большой аудиторией и на большой сцене. Это была их победа над страхом.
А было ли в какой-то момент вам страшно от того, что это все-таки не ваша личная поездка, а ответственная задача перед регионом?
-Мы это поняли еще до Москвы. Муж у меня больше всех сопротивлялся. Он сразу понимал, что это не про «поездку Штадельманов в Москву». Нет, поэтому мы много готовились, монтировали, переделывали и не спали примерно неделю. И это была подготовка не про нас, а про Томск и область. Мы говорили не про себя, а про регион. Когда мы носили свитшоты, где на груди было написано «Томская область» и видели других участников из Тюмени, Екатеринбурга, Кузбасса, Казани, Крыма, Сочи, то в какой-то у меня стерлось понимание того, что я отдельный человек. Я начала ассоциировать себя с регионом, который представляла, это помогает преодолеть страх и идти дальше.
Я читал, что один из этапов, а именно викторина, отнял очень много времени и сил. Насколько можно было подготовиться к конкурсам, которые ждали вас в программе? И что в итоге оказалось самым сложным?
-С момента отбора до участия у нас было девять дней. О том, что нам нужно подготовить видеовизитки, мы узнали в субботу, а в понедельник они должны были быть отправлены. Поэтому у нас был недельный нон-стоп подготовки на все. После мы ждали результаты: по одной номинации итоги мы узнали накануне вылета, по второй — когда оказались в Москве. Самым сложным был конкурс «Связь поколений», где проверяли исторические знания семьи. Мы не знали, что там будет, не могли к нему подготовиться, поэтому думали, что проиграем. О самом конкурсе узнали накануне, так что муж сказал детям повторять сто фактов о России. Надежда была на старшего и среднего сына, потому что у них есть базовое знание истории, географии, литературы. Одним из заданий, например, было назвать композитора произведения, прослушав отрывок. При этом никаких вариантов ответа нет, тут мы ответили правильно на три из семи вопросов. Этот конкурс жестко проредил участников.
Мы не надеялись пройти в финал этого конкурса, нам просто было важно показать хороший результат. И на обеде муж мне сообщает, что мы в финале отборочного тура на 13-ом месте. Тут же убрали всю еду и стали готовиться к завершающему этапу, который пройдет уже через 45 минут. Один ребенок начал повторять гербы регионов России, средний сын стал повторять художников. Потому что все еще непонятно: а к чему вообще готовиться.
Был вопрос, который я навсегда запомню, ведь мы на нем засыпались, хотя могли занять третье место. Я на него ответила правильно, но муж написал другую фамилию. «Фамилия профессора, который в 1886 году сделал фотографию на телеграфе с деревянным ящиком и металлическими гантелями?» Это Рентген.
Из-за этой ошибки мы заняли четвертое место, которое разделили с командой из Крыма, и даже пропустили награждение! Ведь казалось, что на сцену выйдут только первые три семьи.
Сильно ли вы в итоге расстроились, что не получилось стать абсолютными лидерами конкурса?
-Я спать не могла! Всегда хотелось выиграть. Нам нужно было победить, но не для того, чтобы потешить эго, а чтобы заявить о себе. Мы не хуже многих, но иногда нас не слышат. Но я люблю побеждать (смеется)! Особенно когда тебя отделяет лишь один балл от третьего места.
Что этот конкурс дал вашей семье? Когда все закончилось, и вы вернулись в Томск. Что поменялось?
-Это был первый раз, когда мы на протяжении шести дней были вместе 24 часа в сутки, а еще и готовились две недели до этого. Мы с мужем женаты 17 лет, часто ездим отдыхать с детьми, но это вообще не одно и то же. Отпуск — это другое. А выступать, ходить на репетиции, готовиться и участвовать в чем-то большом всей семьей — мы никогда так не делали. Теперь у нас есть своя семейная песня, есть клип, есть путешествие, которое дети запомнят на всю жизнь. И когда они станут родителями, они тоже поддержат свою супругу и детей так же, как сделали мы.
А еще после конкурса часто спрашивали: что вам подарили? Мы вообще об этом не думали! Для меня возможность поездки всей семьей — это награда, потому что просто так на шесть дней на ВДНХ никто из нас не поехал бы. Но один из главных подарков для нашей семьи — это участие в торжественном концерте и официальном открытии Года семьи. И на нем вся моя семья танцевала. Поверьте, я умею двигаться под музыку всегда, но что бы танцевал мой супруг и дети, я видела это впервые в жизни. И, наверное, эмоции, которые остались в памяти, — это самое главное.