Центр открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в столице Кении— Найроби был создан в 2023 году в рамках масштабной инициативы Министерства просвещения РФ по продвижению русского языка и культуры за рубежом. Проект реализуется при участии Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» и Томского государственного педагогического университета, который выступает его ключевым исполнителем.
О том, как работает Центр открытого образования в Кении, какие результаты уже достигнуты и с какими вызовами сталкивается команда проекта, мы поговорили с его организаторами — директором Института иностранных языков и международного сотрудничества (ИИЯМС) ТГПУ Анной Богдановой и начальником Управления международного сотрудничества ИИЯМС Вадимом Зюбановым.
«Мы вовлечены в важную глобальную миссию по продвижению русского языка и культуры на Африканском континенте. Спрос на изучение русского языка здесь огромен, пока мы удовлетворяем лишь 5% от общего спроса», — делится Анна Богданова.
При этом одной из ключевых задач Центра остается работа с информационным пространством, где по-прежнему доминирует прозападный нарратив. Организаторы подчеркивают, что британское влияние в Кении все еще ощутимо, особенно в медиа.
«Мы понимаем, что на данный момент кенийцы получают много негативной информации о России из прозападных массмедийных источников. Поэтому мы должны начинать с информационного пространства, транслируя о России адекватную и разнообразную информацию, свободную от фальсификации и искажений», — подчеркивает Анна Богданова.
Почему ТГПУ и почему Кения?
Томский государственный педагогический университет активно участвует в государственных заданиях по продвижению русского языка и русской культуры. Этот проект стал еще одной возможностью заявить о роли вуза в качестве ведущего образовательного учреждения в сфере преподавания русского языка как иностранного.
Кения — активно развивающаяся страна Африканского континента, согласно проведенным опросам ее жители проявляют достаточно большой интерес к российской культуре и образованию. Среди причин, по которым кенийцы решают изучать русский язык, лидируют желание учиться в России, туристические и бизнес-цели.
Центр стремится не только обучать слушателей русскому языку, но и способствовать их пониманию сходств и различий в культурных особенностях. В ходе работы специалисты обнаружили, что у русской и кенийской культур уже есть нечто общее.
«Например, у нас общая ценность семьи. Кенийцы готовы отдать последнее, чтобы их дети получили хорошее образование. Также у нас схожи моральные принципы», — отметил участник проекта, начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС Вадим Зюбанов.
Мероприятия и программы Центра: от матрешек до межконтинентальных speaking-клубов
Помимо образовательных мероприятий Центр проводит множество культурных. Среди них мастер-классы по раскрашиванию матрешек, квест-игры про путешествия по России, олимпиада по русскому языку с награждением победителей и прочее.
«Мотивация всегда должна присутствовать. В рамках Дней русского языка и культуры, которые состоялись 15–17 ноября в Найроби, мы организовали помимо прочего интересную фото-зону: двухметровую надувную матрешку на фоне зимнего пейзажа. Мы привезли национальную одежду, варежки, шапки, которые смогли примерить кенийцы. Музей славянской мифологии помог нам с реквизитом», — рассказывают организаторы.
Работа Центра организована как в оффлайн-, так и в онлайн-формате. Преподаватели из ТГПУ приезжают в Кению на несколько месяцев, чтобы вести занятия и проводить различные мероприятия.
«Наши коллеги отмечают, что кенийцы очень мотивированы. Благодаря высокому уровню мотивации они демонстрируют быстрый прогресс в изучении русского языка», — отмечает директор ИИЯМС Анна Богданова.
Ключевым партнером Центра стал Кенийский институт иностранных языков и профессиональных исследований, на базе которого проходят занятия.
«В Институте ранее не реализовывались курсы по изучению русского языка, и кенийские коллеги с радостью приняли наше предложение. Им важно иметь возможность предлагать слушателям что-то новое и перспективное, расширять линейку курсов», — рассказывает Анна Богданова.
Центр открыт для всех желающих без возрастных или профессиональных ограничений. Есть слушатели и за 60 лет, а есть совсем молодые. Несовершеннолетние граждане тоже могут участвовать в программе с разрешения родителей.
В Центре кенийцы изучают русский язык с нуля. Уже спустя три месяца обучения многие могут свободно рассказывать о себе и своей семье.
«Кенийцы быстро схватывают материал благодаря факту их полилингвальности — большинство из них знает три языка: язык своего племени, суахили и английский», — отмечает Вадим Зюбанов.
Обучение в Центре проходит в разных форматах: группы для начинающих, интенсивные курсы, вечерние занятия, а также разговорные клубы.
«Мы добавили проведение на регулярной основе speaking-клубов в онлайн-формате, которые называем межконтинентальными. Темы самые разные — от музыки до повседневной жизни. Изначально планировали встречи на час, но из-за высокого уровня интереса слушателей занятия часто затягиваются до двух часов», — делятся организаторы.
Планы на будущее и расширение программ
Центр открытого образования на русском языке и обучения русскому языку ТГПУ продолжает развиваться. За два года существования обучение в Центре прошли 600 кенийских граждан.
«Работа Центра уже дает результаты: интерес к русскому языку возрастает, а выпускники курсов поступают в вузы России. Так, в этом году пять выпускников Центра открытого образования ТГПУ получили квоты правительства РФ на обучение в российских университетах», — рассказывает Анна Богданова.
В будущем планируется запуск новых учебных курсов, а также новых образовательных площадок.
«Мы надеемся, что русский язык станет для кенийцев не только инструментом общения, но и откроет новые возможности для образования, бизнеса и культурного обмена. Мы благодарим Посольство Российской Федерации в Республике Кения, Министерство просвещения РФ, Фонд поддержки гуманитарных наук «Моя история» и, конечно же, нашего ректора Андрея Николаевича Макаренко, который активно нас поддерживает», — подытоживают участники проекта.
Этот проект — яркий пример того, как образовательные инициативы могут объединять страны и культуры, создавая прочный мост для взаимопонимания и сотрудничества.