Дисклеймер: то, что вы прочтете далее, исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+
Ругаться на современный отечественный кинематограф не хочется от слова совсем. Давно уже наши киноделы раскрыли тайную формулу создания действительно качественных по всем фронтам фильмов и сериалов, которые в одночасье становятся культовыми бэнгерами и поводом для обсуждения во время светской беседы. Впрочем, несмотря на это, отдельные студии и авторские команды продолжают рисковать и создавать что-то необычное. Они хотят попробовать новый жанр, выехать на необычном антураже или популярной поп-культурной теме. Но далеко не всегда получается что-то хорошее.
К сожалению, так получилось и с новым спешлом «Кинопоиска» под названием «Иные», который был упакован в обертку из референсов к Bioshock Infinite и Atomic Heart, желая стать «советским» ответом «Людям Икс», а по итогу не тянет даже на звание фантастики категории B. Но все ли так плохо? Обо всем по порядку.
Стартует сериал в альтернативном прошлом Советского Союза, а именно — в 40-ые. Главной героиней авторы назначили Аню, ничем непримечательную девушку, которая работает на швейной фабрике. Но совершенно случайно становится причиной крупной автокатастрофы, после которой героиней заинтересовались спецслужбы страны, передав ее для необычных опытов (пыток) местному сумасшедшему ученому. Становится очевидно, что Аня обладает некими сверхъестественными способностями, что могут верой и правдой послужить на благо страны. Но это не нравится Максимилиану Нойманну, лидеру некой немецкой школы детей с необычными способностями, который практически сразу крадет девушку из Советского Союза в Германию.
Таков синопсис буквально первых серий шоу, и в какой-то степени он мог даже заинтересовать. Жанр альтернативной истории, если подойти к нему с должным талантом, усердием и умением создавать необычные миры и мифологию на основе чего-то знакомого и реального, может немало удивить и порадовать. Примеры тех же Bioshock или Atomic Heart являются отличными примерами воплощения этой идеи. Но в таком случае нужно продемонстрировать зрителю четкое видение того, в каком мире происходит действие. Если вы показываете альтернативный Советский Союз с необычными и сильными мутантами, над которыми впоследствии ставят опыты, а над Санкт-Петербургом летают немецкие цеппелины, то нам, как зрителям, хотелось бы понять: а что вообще происходит?
Каков уровень технологий этого мира? Как сильно «иные» влияют на геополитическое положение разных стран? Кто с кем дружит? Кто с кем воюет? Есть ли на карте другие исторически достоверные страны? «Иным» невероятно не хватает проработанности мира и грамотного рассказа существующей мифологии проекта. Вместо постепенного и плавного вхождения в новый фантастический мир авторы сериала стараются как можно быстрее начать историю, так что ключевой инцидент с Аней происходит буквально на первых минутах фильма. При этом нам про нее ничего неизвестно, мы не знаем, какой у нее характер, и что она из себя представляет. Зритель совершенно не знаком с героиней и не готов ей сопереживать. Но сюжет летит вперед: вводит все новых персонажей, новые переменные и условия, стараясь выдать максимум экспозиции уже в пилотном эпизоде. Да, позже нам начнут раскрывать Аню, как и других персонажей, но первоначальный конфликт строится в спешке и суматохе, что не добавляет баллов к правильному восприятию проекта.
За красивой картинкой и бесконечно долгими прогулками главных и второстепенных героев нет абсолютно ничего. Как можно понять, за что воюют те или иные силы, если их цели и мотивы проговариваются очень поверхностно? Да мы даже не знаем, насколько этот мир похож на наш, и какой катаклизм мог подарить силу «иным». И это могло бы сработать для фэнтези про магов и эльфов, потому что общий контекст нам известен, но если мы говорим про приближенный к реальности фантастический опус, то очень бы хотелось знать: по каким правилам живет этот мир.
«Иные» — это красиво упакованная, но абсолютно пустая и проходная история, где никому не хочется сопереживать, ни во что не хочется верить, а чрезмерная стим-панк стилистика иногда кажется крайне чужеродной. Возможно, последующие серии шоу расскажут больше и закроют все претензии, озвученные в этом тексте. Но какая будет от этого разница, если мир произведения посыпался уже в самых первых сериях? Обидно, но, кажется, у «Кинопоиска» появилась вторая «Этерна».