Когда с детьми можно говорить об их правах и возможностях? О финансовых – уже с 6 лет, а о части юридических – с 10, уверена главный юристконсульт Томского отделения Сбербанка Надежда Бранд. Вот только если чаще жизни и социальным ролям обучают родители, что делать детям из детских домов?
Чтобы решить этот вопрос, был запущен проект «Правовая грамотность», в рамках которого с детьми из детского дома говорят на самые взрослые темы понятным языком. Уже прошло 3 встречи в рамках проекта с воспитанниками Асиновского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Расскажем, какие результаты проект уже принес и куда он будет развиваться.
О жилье, покупках, наследстве и не только
Проект «Правовая грамотность» — это встречи-практикумы в формате круглого стола, в рамках которых ребятам рассказывают о сферах права, с которыми они могут столкнуться в жизни. То, что узнали в теории, ребята применяют сразу на практике, моделируя реальные ситуации, которые с ними уже происходили или могут случиться.
Всего занятия охватывают 12 тем: «Как не стать жертвой мошенников», «Кредиты и займы», «Трудовое право», «Право собственности и наследования», «Социальные гарантии», «Право на жилье» и другие. В декабре, январе и апреле в детском доме уже состоялись занятия о взаимодействии с государственными органами (интереснее всего оказалось задание «получить паспорт в МВД»), также о юридической ответственности и защите прав потребителей. Волонтерами проекта и ведущими встреч стали юристы Сбера Надежда Бранд и Алена Яковлева.
«Когда стали искать, какие дома нам следует посетить, нам дали понять, что детские дома Томска лучше не трогать: они перенасыщены подобными мероприятиями. А до приютов и детских домов в области не так часто ездят, так что они заинтересованы больше. Поэтому мы выбрали детский дом в городе Асино», – рассказала Надежда.
Это те ситуации, которые уже с ними случались
На каждой встрече присутствует по 10-12 ребят. Сначала юристы говорят о теме, которую выбрали, затем обсуждают ее с детьми и дорабатывают, если у ребят возникли вопросы. После начинается ситуационная игра – например, определить, какие товары можно вернуть, а какие — нет. Либо стать сотрудником полиции и выдать гражданину паспорт.
Группы постоянно меняются в зависимости от темы: например, о взаимодействии с госорганами было интересно послушать более старшим ребятам, выпускникам. А «Защита прав потребителя» понятна и детям помладше. В этот раз проект начали встречи не с самой простой темы – «Юридическая ответственность». Она вызывает наибольший интерес у подростков.
То, что отработали, смогут применить
Чем дальше проект идет, тем больше дети включаются. Кто-то не в первый раз приходит на встречу и работает с учетом уже приобретенных знаний. Интерес ребята проявляют самый живой. Ведь все это им пригодится после выпуска из учреждения: как и когда получить жилье, как вести себя в магазине, как использовать все возможности для льготного обучения и так далее.
«Нужно заинтересовать ребенка, чтобы ему не было скучно, он понимал, зачем ему это слушать, а нам понимать – усвоил он материал или нет. Здесь же мы разбираем, как теория применяется на практике. Например, по закону наушники нельзя вернуть, но по факту никто не запрещает пойти попробовать. Встречи всегда тепло проходят, видно, что детям интересно. Одна девочка с такими горящими глазами сидела, что потом решила тоже стать юристом», – поделилась Надежда.
Интерес подтверждает и социальный педагог детского дома Наталья Кустова. По ее словам, именно такой практический формат в будущем окажет огромную пользу ребятам.
«Когда дети из детских домов выпускаются – они выпадают как птенцы из гнезда. Многие не знают своих прав и не имеют представления, куда обратиться. Это часто происходит несмотря на все социальные и педагогические программы, которые работают в детском доме. Поэтому после такого практикума, столкнувшись с подобным, они все равно вспомнят, как действовать. В процессе активно участвуют все, просто у каждого свое восприятие», – поделилась Наталья.
Шаг к грамотному поколению
Как отметила Надежда Бранд, о правовой и финансовой грамотности нужно говорить со всеми детьми. Ведь с 6 лет у них уже могут быть свои маленькие накопления, а после – карманные деньги. Ребенок постоянно находится в обществе, где может столкнуться с давлением сверстников, педагогов. А потому важно понимать, какие права у него есть, а в каких ситуациях стоит незамедлительно обратиться ко взрослым.
Проект «Правовая грамотность» в перспективе может быть расширен, чтобы охватить не только один детский дом. Сценарии занятий станут полноценным руководством, с которым сможет работать даже человек, не обладающий обширными правовыми знаниями. При этом, как отметила Надежда, у детей всегда найдутся дополнительные вопросы, а нормы права могут быть неоднозначными. Так что взрослым также нужно повышать свой уровень правовой грамотности.
«Начать можно с самого простого. Все равно мы заходим на сайты школ, садов, секций. И на сайте каждого есть телефоны горячей линии, буклеты, контакты центров помощи семье и детям, уполномоченного по правам ребенка. А все нужное – сборку, даже не надо утруждаться, чтобы найти. Просто не все думают, что это им пригодится. Родителям и опекунам в этом плане тоже нужно образовываться, чтобы правильно донести знания детям».
В благотворительной деятельности, связанной с правовым обучением и финансовой стороной, представители Сбера видят огромный потенциал. Ведь результатом может стать образованное поколение людей, которые будут знать о своих правах и возможностях.