Нужно ли арт-пространство на селе? Речь не о художественной школе, где учат рисовать, а именно о месте свободного творчества. Екатерина Кропачева решилась создать такое в селе Кожевниково, и развивает его уже почти 2 года. Сейчас в ее арт-мастерской дети и взрослые занимаются интуитивным рисованием, могут провести незабываемый праздник и просто наполниться, ведь в мастерской есть много всего интересного. Мы не могли пройти мимо и не рассказать эту историю в нашем проекте «Хороший малый».
Получить большие возможности для бизнеса можно благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется по поручению президента РФ. Благодаря нацпроекту предприниматели могут получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку в своем регионе.
Собирала красные дипломы и понимала: не мое!
В Кожевникове Екатерина оказалась случайно: родом девушка из Уфы, а детство провела на побережье Охотского моря. Папа – военный, поэтому после окончания службы семья выбирала место для переезда. Выбор пал на Томскую область, где жили его родители. Это совпало с окончанием школы Кати, так что она единственная среди одноклассников поехала учиться не в Хабаровск или Благовещенск, а в Томский педагогический университет.
«Я приехала из маленького поселка, где не было трамвая и троллейбуса, и в 16 лет все это увидела здесь. Был восторг, ощущение большого города, хотя сейчас Томск чувствуется небольшим и уютным. Я приехала одна, с серебряной медалью, и пошла в педуниверситет на экономиста, потому что был небольшой проходной балл. И когда я училась, я уже понимала, что это – совсем не мое. Я цифры не очень люблю, я же другая!», — рассказала Екатерина.
На 4-ом курсе представилась возможность сменить направление, и параллельно с основным дипломом получить еще один — менеджера инновационных проектов. В ТГУ девушка окончила курс за полтора года и в итоге в Центр содействия инновациям пришла с двумя красными дипломами, ни дня не проработав экономистом. После был период работы в рекламе, где среди коллег Катя встретила будущего мужа. И семья как раз дала толчок к переезду, когда появилась дочка и в съемном жилье стало некомфортно.
«Мы решили, что поедем на чуть-чуть в Кожевниково к свекру и свекрови, и это чуть-чуть длится уже 15 лет. Я устроилась секретарем в детский сад «Колокольчик» – тоже «сходила» на чуть-чуть и пробыла 11 лет, сменив вектор на воспитателя. Свекровь сидела с дочкой, а я ходила на работу почти как в гости. Когда мне там предложили быть педагогом, я пошла еще раз в педуниверситет, уже за дипломом для обучения дошкольников», — поделилась Екатерина.
Как родилась идея мастерской
Как педагог Екатерина получила большой опыт, когда в 2017 году поучаствовала в конкурсе «Воспитатель года». Выиграла в районном этапе, областном и даже представляла регион в Рязани. Именно там родилась идея создать свою мастерскую.
«Одно из заданий было представить методику, рассказать о ней и показать ее эффективность. Я решила, что это будет интуитивное, правополушарное рисование. Я когда-то ездила на прекрасный мастер-класс в 40-й детский сад в Томске по этому направлению. А там, когда окунулась во все снова, вспомнила, как я в детстве любила рисовать, что меня наполняло и радовало», — вспоминает Екатерина.
Идея воплотилась не сразу: Катя приехала с конкурса и вернулась к работе. В качестве поощрения ее повысили до методиста, однако и здесь была нелюбимая бумажная работа, а творчество ограничивалось подготовкой других педагогов к конкурсу и созданием проектов. Пришло понимание: чтобы развиваться, нужно рискнуть.
«Наступил момент, когда я поняла, что, если я сейчас не уйду… Не то, что не смогу потом. Но я смотрела на опытных коллег, уже перегоревших, которые говорили: «Куда мы пойдем, мы столько лет на одном месте и ничего больше не умеем». Страх придавливает. И я решила, что мне нужно попробовать. Очень удивила всех! В меня никто не верил, думали, что я скрываю, что в другой сад или школу пойду. Меня и приглашали, но я хотела свое дело. Волнительно, конечно, в моем окружении никого с таким опытом не было. Первый шаг сложно было сделать», — рассказала художница.
О сложностях и поддержке
Начинала Екатерина буквально с ничего: ни кистей, ни холстов. В основном багаж был накоплен для детских праздников, которые мастерица устраивала своим детям. Катя узнала, где получить поддержку от государства, сходила в службу занятости, соцзащиту и выбрала соцконтракт. Параллельно писала бизнес-план, искала свои «фишки», чтобы получить средства. В итоге комиссия поверила в идею и выделила 250 тысяч рублей на открытие своего дела. Деньги Екатерина потратила на покупку техники и целой горы красок: в одном из магазинов Томска ее запомнили как человека, который разом закупился на несколько десятков тысяч рублей.
«На самом деле все, кто передо мной проходили комиссию, были минут по 5. А я полчаса. Основательно расспрашивали, но одобрили. И в тот момент у меня еще не было помещения – в здании, где я обосновалась, не было еще никого, нужно было собрать документы, провести рыночную оценку. А мне уже так хотелось начать работу, звать ребят, взрослых… И я попросила помощи у районной библиотеки, мне не отказали. Сентябрь-октябрь гостила у них, но все равно было не очень удобно: я себя чувствовала как в гостях. Сложить-разложить – время тратишь», — делится художница.
В ноябре два года назад Кате удалось въехать уже в свое помещение и начать здесь занятия. Сейчас в пространстве развивается интуитивная живопись, которая отличается от обучения в традиционной художественной школе или студии. Чаще приходят дети, но бывают и взрослые. Также Катя проводит в своем пространстве детские праздники, составляет тематические квесты, рисует аквагримом и многое другое. Но интерес к новому, непривычному месту возник у кожевниковцев далеко не сразу.
«Есть прекрасный закон во вселенной – если ожидания есть, они скорее всего не сбудутся. А если нет ожиданий, ты кайфуешь от процесса и не важно, какой будет результат. Я ожидала повышенного интереса. У нас в деревне нет такого места, куда взрослые могли бы сходить порисовать, я увлекла многих коллег рисованием в дошколке, когда в детском саду работала. Но тут у меня было проседание, не было всплеска интереса. Но тогда я себе просто предлагала вспомнить, как было буквально недавно, когда я ходила на работу и когда у меня были рамки. Понимала: нет, все нормально и относительно», — вспоминает Екатерина.
Сельский житель меняется
По мере того, как мастерская работала, о Кате узнавали все больше жителей. Ведь в Кожевниково (как и в других селах) не так много атмосферных мест для проведения досуга и праздников. С детьми в этом плане проще: для них открыты кружки, действуют секции в Детском доме творчества, а в школах искусства они могут обучаться академическому рисунку. Однако Екатерина предложила совсем другое: рисование в удовольствие.
«Когда ко мне приходят, я говорю: я не обучаю, у меня у самой нет образования художественного. Есть задача показать, что от творчества можно получать огромное удовольствие, энергию. Когда ты создаешь красивую вещь, видишь ее и кто-то рядом говорит тебе об этом, когда дети и взрослые это проживают – они понимают, что и в других местах могут так. Мышление в этом отношении меняется. Учителя делятся: дети, которые ко мне ходят часто, не пасуют перед новым, потому что здесь они этот опыт «чистого листа» проживают. Когда ко мне дети приходят, мне все сразу видно и я могу маме описать после, какой у нее ребенок. И через творчество потом можно многое проработать», — рассказала Катя.
Трансформации у взрослых тоже происходят, просто менее заметно. Однако Екатерина уловила за два года работы и это. Речь не только об изменениях в процессе рисования, но и о сельском менталитете в целом.
«Детям важно получить результат за одно занятие. А взрослым нет: они растягивают на несколько, потому что не за картиной приходят. А в моменты жизненных трудностей или познания себя, например. Я считаю, что мое пространство стало исцеляющим: привел человек ребенка, тот уже начал, а он не уходит, потому что «подпитаться надо». Кто-то начинает мне горести свои рассказывать, кто-то приходит побыть наедине с собой. Вижу по откликам, как благодарят, даже пару раз платили больше, чем я прошу. Значит, есть необходимость такого пространства здесь. И в нем появляются те, кто позволяет себе заниматься творчеством ради удовольствия, проводить время свободно. Даже во мне еще осталось вот это желание эффективно время провести, люди привыкли смотреть на жизнь с точки зрения пользы. Огород, снег чистить – и вот уже некогда прийти порисовать. Пока эпизодически, но все равно уже чаще приходят люди, чтобы порисовать, и потом с этой энергией делают в два раза больше, чем планировали», — поделилась Екатерина.
Найм или бизнес: о деньгах и развитии
Ключевое, что Екатерину привлекает в собственном деле – это свобода и отсутствие рамок, которые были у нее как у наемного сотрудника. Есть и отрицательный момент: в нестабильности. Однако по итогу в своей мастерской наша героиня может заработать столько же, сколько и в найме, и даже больше.
«Сейчас моя жизнь наполнена относительной свободой – мне в любом случае нужен доход, и пока я не могу себе позволить не работать совсем. Да, есть обязательства: если мне написали, что хотят заниматься и порисовать, я должна прийти. Было такое, что я до 11 вечера рисовала с молодой парой, которые хотели пожениться и на свадьбе подарить родителям по картине с одним сюжетом. Но я чувствовала причастность и важность для них такого момента. Ответственности сейчас, наверное, даже больше, чем раньше. Но все равно я делаю все, что мне нравится и нравится тем, кто ко мне приходит. С детьми мне легко: я это поняла еще работая воспитателем. Легко и со взрослыми, кто со мной на одной волне. Рамки относительны, но сейчас я чувству себя одновременно и более свободной, и более ответственной за то, что я выбираю. Мне это очень нравится», — отметила Катя.
Сейчас Екатерина видит и спрос со стороны людей, и новые возможности для своего пространства, чтобы его улучшить и развить. В частности, пока нашей героине не хватает работы со взрослыми в разных форматах. Пока в большом масштабе в арт-мастерской этого нет, однако это – лишь вопрос времени.
«Есть ли такой потенциал здесь? Может, просто не настал момент. Ведь когда-то я думала, что здесь нет людей, близких мне по духу. А сейчас они появляются. Все равно есть те, кто меня не знают. Приходят новые дети, с ними приходят новые мамы. Когда для меня станет возможно увидеть много заинтересованных людей, стремящихся менять и развивать себя – тогда они появятся в моем пространстве», — отметила Екатерина.
Возрастное ограничение – 6+