Дисклеймер: то, что вы прочтете далее, исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+
Очень часто в последние пару лет мы говорим, что ругать отечественное кино хочется все меньше и меньше. И на то есть немало причин. Сценарии становятся лучше, постановка продуманнее, сюжеты логичнее, а поднимаемые темы серьезнее. Словом, качество заметно выросло.
Но даже при такой благоприятной обстановке находятся проекты, которые могут подарить незабываемый зрительский опыт с тех самых времен, когда смотреть отечественное кино было как минимум сложно. К сожалению, «Танцуй, Селедка!» оказался именно таким фильмом. Но обо всем по порядку.
История рассказывает о молодой и успешной девушке Жанне, у которой все хорошо. Она живет в Москве, красиво одевается и не жалуется на судьбу. Но по ее же иронии возвращается в свой родной провинциальный городок, чтобы организовать похороны давно ушедшего из семьи отца. Жанна его не любит, так что старается разобраться с делами как можно скорее, но местные нравы и правила (вроде неработающих по выходным моргов) вынуждают девушку отправиться в странное путешествие до райцентра, чтобы похоронить отца. Вишенкой на торте является тот факт, что его труп начинает активно общаться с героиней, пытается извиниться и провести девушку по всем любимым детским местам.
Сразу хочется сказать, что концептуально фильм звучит максимально интересно и креативно. Рассказать историю на стыке очень глубокой семейной драмы и превратить ее в черную роуд-муви комедию — это прекрасное и талантливое решение. Мало кто из нас умеет справляться со своим горем, так что смех всегда приходит на помощь, а сама возможность закрыть все свои гештальты и сказать то, что давно хотелось, пусть даже и мертвому человеку — важное терапевтическое действие. И ровно такого подхода зритель ждет от фильма. Он хочет увидеть сбалансированный микс между черной комедией и глубокой драмой. Но в итоге не получает ни того, ни другого.
Для драмы тут не хватает ставок, предыстории и показанных взаимоотношений между главными героями. Авторы то и дело бросают зрителя во флешбеки из 90-ых, которые должны дать понять, что отец все это время очень любил Жанну, несмотря на то, что ушел из семьи к другой женщине. Но этого мы не получаем. Отлично показанную эпоху, костюмы, выражения, культурный контекст — что угодно, кроме отношений дочери и отца. Поэтому финал кажется крайне надуманным и притянутым. Нет никаких оснований верить в то, что девушка простила своего родителя, вспомнив что-то приятное и теплое, полюбив отца заново. Ведь нам просто не показывают то, за что его можно простить и полюбить. Во флешбеках он предстает все тем же эгоистом и бабником, который не умеет выстраивать отношения с дочерью. Тогда зачем нам вообще флешбеки и прощение в конце?
Не работают на этот финал и все прочие сцены, где Жанна общается с «ожившим трупом» отца. После каждого из них она злиться, срывается и плачет, пока сам родитель выдает какие-то базовые и совершенно скучные оценки и реакции. Между ними нет никакой химии и связи, что также не помогает начать сопереживать героям.
Плохо получилось реализовать и потенциал черной комедии. У авторов есть призрак отца, который всячески подкалывает главную героиню, пока она разъезжает по полям и весям с его телом, но дальше этого не заходит. Тело остается просто сюжетным предметом, а внимание на него обратят лишь полицейские, и то ближе к концу картины. Создатели просто не придумали то, как можно использовать этот сюжетный ход, отчего наличие трупа перестает быть смешным, скорее просто абсурдным и нереалистичным.
Кроме этого постановщики решили добавить дополнительные сюжетные ветки, которые лишь тормозят и делают картину более тяжелой. Побег от местных преступников, поездка в старый ДК и встреча с бывшим одноклассником, что тут же пристает к главной героине, а также любовная линия с парнем-водителем, про которую то помнят, то не помнят.
На выходе вместо строго прописанной и грамотно выстроенной черной комедии с элементами драмы, которая могла стать отличным фильмом для рефлексии, обладающим приятным терапевтическим эффектом, зрители получили лоскутное одеяло из идей, смыслов и интересных по задумке сцен. Но ничего из этого не складывается в полноценную картину. Герои теряют свою целостность, их арки кажутся неровными и ведущими в никуда, поэтому следить и разбираться в сюжетных тупиках просто не хочется. Поэтому еще один классный концепт разбился о скалы неумения его реализовать. Тратить свое время на фильм точно не стоит.