Источник фото: Tomsk.ru
Интервью

От Томского университета – до собственного Университета мышления. Как Аркадий Цукер помогает бизнесу решать стратегические задачи, пройдя «школу настоящего» в ТГУ

13:00 / 05.07.24
3028
Мы в социальных сетях:

«Во 2 классе я сказал маме, что буду философом. И начал читать «Капитал» Маркса. В 6 классе я уже определился с университетом – ТГУ. Другие варианты вообще не рассматривал», – вспоминает о своем выборе вуза Аркадий Цукер, ныне – известный бизнес-тренер, консультант по стратегическому мышлению, методолог, создатель Университета мышления. Как Томский госуниверситет подарил Цукеру «живое знание» и заложил фундамент в его собственный бизнес – читайте в новом выпуске проекта Tomsk.ru.

Я родился и вырос в Новокузнецке, закончил 52 школу. Уже в 6 классе перешел на экстернат, самостоятельное обучение. Мне казалось, что в школе я учусь неэффективно. И даже провел эксперимент: сколько времени я получаю действительно полезную информацию за партой. Оказалось, дома за 10 минут я узнавал все то, что в школе мы изучали целый день. Стало понятно: я нерационально трачу время своей жизни. Поэтому у меня возникла идея учиться дома. Я пришел к директору с таким запросом. Получил ответ: только с разрешением зав.гороно (Заведующего городским отделом  народного образования,  – прим.ред.).

Тогда статус зав.гороно стоял в иерархии так: есть учитель, есть директор школы, потом – Бог, потом – зав.гороно. Дойти до него казалось чем-то недосягаемым.

Конечно, директор думала, что я точно не пойду туда. А я пошел. В 6 классе, без родителей. Был на приеме несколько раз.

От Томского университета – до собственного Университета мышления. Как Аркадий Цукер помогает бизнесу решать стратегические задачи, пройдя «школу настоящего» в ТГУ

Мне дали ответ: ты, конечно, можешь пойти в экстернат (что для 1987 года было дико), но при условии, что сдаешь экзамены по всем предметам. А билет будет не один, будешь сдавать все, что есть. Пишешь все варианты, отвечаешь устно по всем билетам. И если будет хоть одна 4 – возвращаешься в школу. Такой был вызов.

Мы, кстати, спустя годы с этим же зав.гороно дружили и даже вместе работали. Я стал соавтором его книги.

Вызов принят, преодолен. В итоге я стал учиться самостоятельно дома.

В Томск я попал в 1993 году. А мечтать о Томске начал с конца 80-х.

Дальше я получил настоящую образовательную свободу: целыми днями проводил время в городской библиотеке, в читальном зале. Выписывал кучу книг, сидел там подолгу, работал…

«И в том числе часто читал Вестник Томского государственного университета. Именно тогда у меня родилось понимание, что нужно учиться именно в Томске. Потому что самые интересные статьи по гуманитарным наукам были в Вестнике ТГУ.  К тому же свою роль сыграл статус Сибирских Афин. У меня сложилась такая образовательная карта: если техническое, математическое образование – это в Новосибирск, а если гуманитарное – однозначно Томск».

Именно тогда, в 6 классе, я выбрал ТГУ и другого не искал. Если уже решено – зачем тратить энергию?

В то время на философском факультете в ТГУ были такие люди, как Валерий Борисович Родос (философ, логик, писатель, преподавал в ТГУ в 1970-80-х гг. – прим.ред.), на историческом – профессор Борис Георгиевич Могильницкий. Я к этим людям ехал.

Поступал в 1993 году. Были экзамены: мы писали сочинение, сдавали  историю и английский. Дрожали, смотрели списки и баллы. Если получил «отлично» – еще не значит, что ты поступил, мы с волнением мониторили общие результаты.

Поступил. 1 курс. Жил, как и все приезжие – в «тройке» (общежитии №3, – прим.ред.). Это было прекрасное время. Романтика студенческой жизни –  безумно хорошо! Помню, в комнате были «кровати-вертолеты» двухъярусные, а еще был «танк» – кровать без спинок, которая прислонялась к стенке: так создавалось дополнительное койко-место.

Помню, когда в общежитии не было воды, ты приходишь с учебы, люди о тебе позаботились – вскипятили чай… А ты голодный. Хочешь пельменей. Варить пельмени не в чем, и варишь в заваренном чае. Такие зарисовки. А когда у кого-то была любовь – все дружно сидели по разным комнатам. Жили здорово!

От Томского университета – до собственного Университета мышления. Как Аркадий Цукер помогает бизнесу решать стратегические задачи, пройдя «школу настоящего» в ТГУ

«Учеба с самого первого курса оправдала все мои ожидания. Я считаю, что учился в лучшем месте. Все было в меру сложно. Не было простых предметов. У меня всегда было ощущение, что я попал в царство великих и умных людей. Вадим Фролович Макаров был моим научным руководителем».

Я оказался в мире, где дают знания. Вообще у нас было много самобытных преподавателей: тот же Макаров меня в самом начале в в самое сердце поразил «теорией познания», Мазаева Ольга Геннадьевна, Книгин Альберт Николаевич… Помню всех, и каждый из них был легендой, которая открывала свою вселенную, подход, свою систему требований. Кто-то требовал знать наизусть, кто-то – рассуждения. Все развивали нас многогранно. Было ощущение, как в фильме «Любовь и голуби»: там «проваливаешься в море», а тут, в ТГУ, ты  «проваливаешься в знания».

Отдельная поэзия – доступ к нашей научной библиотеке. Это просто был эффект резко расширившегося мира. Я сразу ощутил перепад из родной новокузнецкой библиотеки им. Гоголя, где каталог по философии занимал 8 небольших ящичков… А в библиотеке ТГУ – целый этаж каталогов, где ты можешь найти больше, чем тебе нужно: ведь были издания разных лет, можно было заказывать литературу огромными стопками, читать, конспектировать, сохранять!

От Томского университета – до собственного Университета мышления. Как Аркадий Цукер помогает бизнесу решать стратегические задачи, пройдя «школу настоящего» в ТГУ

Во время учебы всегда встречались интеллектуальные вызовы: и по античной философии, и по средневековой, и по восточной, и по немецкой классической. Каждый раз был новый образовательный рубеж, который нужно взять.

У меня не было четкого понимания на старте учебы, кем я буду. С одной стороны, когда я учился сам в школе, понял, что система устроена неэффективно. И тогда родилась идея построить образовательный процесс, который бы учил мышлению.

Так вышло, что эта идея сразу начала воплощаться в жизнь: с первых курсов учебы в ТГУ я одновременно работал в Новокузнецком Институте повышения квалификации учителей: там была создана целая лаборатория игровых технологий. Мы продвигали идею обучения мышлению. У меня на эту тему была одна из первых курсовых работ. Когда я защищал доклад, в комиссии была Галина Ивановна Петрова (профессор ТГУ, доктор философских наук – прим.ред.). Она сразу же спросила, есть ли у меня еще материалы. А их у меня было уже очень много! И меня, студента младших курсов, пригласили параллельно читать лекции в ТГУ.

Я тогда четко понял, что хочу развивать само образование. Разрабатывал «школы без уроков», вместе с сотрудниками лаборатории мы учили  этому школьных педагогов.

От Томского университета – до собственного Университета мышления. Как Аркадий Цукер помогает бизнесу решать стратегические задачи, пройдя «школу настоящего» в ТГУ

А в 1994 году уже совместно с Галиной Ивановной Петровой мы инициировали создание альманаха «Сибирь. Философия. Образование» и издавали его до 2004 года.

Он выходил на базе Новокузнецкого Института повышения квалификации учителей и Сибирского отделения Российской академии образования, при содействии ТГУ. Я был его главным редактором на протяжении всех лет. 

Там мы публиковали очень много работ преподавателей, аспирантов и студентов из ТГУ, с философского факультета в частности.

Получается, я захотел поступить в этот вуз после прочтения работ ученых университета, а потом сам стал причастным к публикации их трудов как издатель.

С первого курса удавалось параллельно учиться, совмещать работу в лаборатории игрового образования и издавать альманах, а со 2 курса я стал учеником методолога Олега Сергеевича Анисимова в Москве. Это известный философ, психолог, игротехник, основатель Московского методолого-педагогического кружка. Реальный мастодонт в образовании!

«Если говорить о моих главных учителях, есть две крупные научные школы, которые составляют мой базис: это философия, которую освоил в ТГУ, и методология Олега Сергеевича Анисимова. И до сих пор эти два столпа – моя ключевая опора в жизни. Работая 30 лет в образовании, консалтинге и аналитике, я до сих пор не исчерпал тот фундамент, тот запас знаний и движок интеллекта, который я получил в Альма-матер».
От Томского университета – до собственного Университета мышления. Как Аркадий Цукер помогает бизнесу решать стратегические задачи, пройдя «школу настоящего» в ТГУ

Параллельно с первого курса мы стали оказывать услуги консалтинга для бизнеса. Мой собственный первый бизнес родился именно в Томске.

В 1990-е не было даже такого понятия, как «бизнес-тренер» или «бизнес-консультант». Вспоминаю те годы: страна меняется, разваливается. Непонятно, куда все идет. Многие предприятия лежат на боку. Мы создали консалтинговую компанию и стали помогать бизнесу находить способы преодолевать кризис, нащупывать свои точки роста в тупиковых ситуациях.

Запрос на консалтинг был уже тогда высоким: все «расходилось» по сарафанному радио, и люди приходили сами. Работал с Томском, Кузбассом, Новосибирском. Это были как крупные промышленные предприятия: шахты, заводы, так и общепит, магазины…

Вместе мы определяли, какие нужно вопросы задать себе, чтобы найти новые способы как для обеспечения жизненного минимума, так и для развития, учились мыслить эффективно. Это не совсем те вопросы, которые мы задаем себе обычно: многие тупики формируются из-за нашей определенной картины мира, которую нам закладывают с рождения разные социальные институты, общество. В то время, когда казалось, что в кризисе примерно все, я говорил: кризис – это не проблема, это – факт. А вот проблема, которую нужно решить, формируется иначе. Например: почему бы мне не стать первым, кто из этого кризиса выйдет? Это то, на что можно повлиять.

От Томского университета – до собственного Университета мышления. Как Аркадий Цукер помогает бизнесу решать стратегические задачи, пройдя «школу настоящего» в ТГУ

Со временем мы стали работать не только по России, но и за рубежом. Дальше появилась Школа мышления, потом – Университет мышления с авторскими программами и инструментами повышения эффективности человека в жизни и в бизнесе.

ТГУ дал мне ощущение внутреннего пространства: дома, который ты носишь с собой, и который позволяет тебе всегда быть собой. Поэтому в ТГУ я прожил школу настоящего. Я понял метрики этого настоящего, и, насколько могу, стараюсь до них дотягивать. Стараюсь себя ими измерять, соответствовать званию выпускника Томского госуниверситета.

«ТГУ –  одна из моих базовых основ, которая питает меня и сегодня. Сибирь – мой дом, место силы, место энергии, моя Родина».

У меня такой подход: высокие цели на низкие ожидания. Глобально хочется изменить образование во всем мире, подарить людям радость мышления. Но при этом то, что я жив еще один день – уже чудо. Жить с сохранением своего внутреннего ребенка и ощущением чуда внутри – важно.


Для справки: сегодня Университет мышления Аркадия Цукера реализует несколько инновационных образовательных программ: Школа «Мышление лидера», Школа бизнес-мышления для управленческих команд, Школа Нестандартных управленческих решений, Годовая программа «Управление в эпоху неопределенности» и регулярные вебинары и тренинги.

Ключевые клиенты образовательных программ Аркадия Цукера: Сбербанк, Альфа-банк, СМП-банк, Промсвязьбанк, Интермедсервис, ЦСМ «Здравица», Газпромнефть, ЭР-Телеком, Новотелеком и др.