2024 год для киноиндустрии стал очень сложным и необычным. Многие проекты все еще перенесены на 2025-ый, так как забастовка сценаристов и актеров очень сильно повлияла на планы киностудий. Тем не менее, фильмов было много: фестивальных, развлекательных, авторских, детских, скандальных и неоднозначных. Кто-то может ждать в этой подборке «Анору», «Падение империи» или «Претендентов», но мы, как и всегда, пошли немного другим путем, вспомнив и другие картины.
Поэтому перед вами киноитоги 2024 года по версии Tomsk.ru. Но обо всем по порядку.
Лучшая анимация года — «Марс Экспресс»
Неожиданным и свежим глотком стал французский анимационный фильм «Марс Экспресс», которому удалось не просто рассказать историю в необычном сеттинге, но и поднять совершенно новые темы в давно уже известном и успевшем надоесть жанре киберпанка. У авторов получилось взять все от взрослого рейтинга, возможностей анимации и страхов современных людей перед актуальными проблемами реальности. «Марс Экспресс» — это доказательство того, что рассуждение о дистопичном и мрачном будущем может быть крайне взрослым, динамичным и не лишенным философии проектом. В этой истории найдется место как плохими людям, так и плохим технологиям, так что мир еще никогда не был настолько серым, как в этом мультфильме.
Самый недооцененный проект года — «Тихое место: День первый»
Неожиданно ставшая хитом франшиза «Тихого места» от актера и режиссера Джона Красински бесконечно нуждалась в расширении своего лора. За два фильма зрители так и не поняли: что это за пришельцы, почему они глухие, почему их отправили на Землю и почему военные всего мира проиграли страшным чудовищам. И за дело взялись совершенно другие создатели, решившие снять масштабный, но при этом довольно камерный приквел, показывая все ужасы первого дня инопланетного вторжения. Акценты были сделаны на самых обычных людях, до абсурда простых задачах и самых базовых чувствах каждого, кто оказался посреди неконтролируемого и неумолимого апокалипсиса. И получилось у них это очень даже хорошо. Сюжет летит вперед по вполне очевидным, но все еще напряженным рельсам, где хватает места и для сопереживания, и для страха. Несмотря на все крики рецензентов и блогеров, фильм может и удивить, и напугать, и показать необычные авторские решения, превращая его как в отличный хоррор, так и в отличный фильм про конец света. А именно этого «Тихому месту» и не хватало.
«Могло бы быть лучше» года — «Пацан против всех»
Сколько же было радостных фанатских возгласов после выхода первого трейлера «Пацана». Всем казалось, что формулу «Джона Уика» решили переложить на что-то трешовое, но веселое, создав фильм из ультранасилия, дани азиатскому кино про кунг-фу и черного юмора. Но получилось все не так радужно, как может показаться. Да, драки и экшен в «Пацане» все еще прекрасные и завораживающие, внезапные смерти и мрачный юмор также на месте, но само мироустройство и главный сюжет остались сырыми и недоработанными. В фильме полно впечатляющих и удивительных идей: от немого главного героя до сумасшедшей семейки маньяков у власти, но создатели будто бы так и не добрались до той точки, где их картина может впасть в чистое безумие и треш. А именно этого многим и хотелось увидеть. По итогу же получился бодрый и неординарный боевик, но слишком уж проходной и одноразовый.
Лучшее продолжение года — «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»
Нам совершенно непонятно, почему новый фильм Джорджа Миллера оказался кассовым провалом. В нем есть все, что только пожелает душа фаната «Безумного Макса». Высокооктановые погони на месте, максимально уродливый и харизматичный мир постапокалипсиса тоже присутствует, интересная главная героиня, пугающий главный злодей и льющаяся с экрана безнадега конца света — все это на месте. Миллер в «Фуриосе» местами выдал постановку и экшен, которых не было даже в «Дороге ярости», но деньги за это зритель нести не торопился. И очень даже зря, если вам нравился прошлый фильм Мастера из мира «Безумного Макса», то «Фуриоса» вызовет еще больше эмоций и расскажет про погибший мир чуть больше информации. Но, судя по всему, даже «Дорога ярости» в 2024 году могла провалиться в прокате. Лучшее, что можно сделать в этом случае — самостоятельно оценить «Фуриосу», а затем согласиться с нами или нет.
Лучший боевик года — «Каскадеры»
Еще один фильм, который не понравился зрителям — картина Дэвида Литча, создателя «Джона Уика» и «Быстрее пули». Причины провала и в этом случае довольно сложно понять, но лично нас история каскадера Кольта Сиверса принесла исключительно положительные эмоции. Для зрителя тут есть все: изобретательные драки, погони на грани нарушения физики, много комедии и трогательных отношений между главными персонажами. Словом, «Каскадеры» — это приятное и олдскульное кино, по которому в 2024 году можно очень сильно заскучать. Оно веселит, умудряется растрогать и влюбить в себя своими наивными, оптимистичными и светлыми персонажами. Более того, картина получилась самым настоящим любовным письмом Литча для всех каскадеров на планете, которые так несправедливо остаются в тени всевозможных премий и наград. Так что лучшего боевика мы в этом году точно не встречали.
Лучший хоррор года — «Субстанция»
Да, мы знаем, что вы скажете — и Tomsk.ru туда же, не смог пройти мимо нашумевшего боди-хоррора про болезненный карьеризм и нелюбовь к себе. И да, вы правы, совершенно никак не могли. У режиссера фильма Корали Фаржа получилось создать парадоксальную историю, которая в одно и то же время может вызвать максимальное отторжение и подарить исключительно жизнеутверждающую установку для всех, кто посмотрел картину. В ней говорится о важности любви к себе, бессмысленности и опасности гонки за успехом, а также о необходимости принимать себя вне зависимости от возраста и телосложения. Из картины получилась очень гротескная, пугающая, но в то же время завораживающая притча об угасающей суперзвезде ТВ. А также о том, что никому из нас точно не захочется оказаться в ее шкуре. Да и визуальный стиль картины сможет неоднократно удивить и подтвердить все вышеуказанные тезисы. Осталось лишь найти в себе смелость посмотреть этот фильм.
Лучший российский фильм года — «Мастер и Маргарита»
Экранизация одноименного романа Михаила Булгакова навела много шума и разбила фанатов книги на два лагеря: ярых противников фильма и тех, кто по достоинству оценил титанический труд съемочной команды. Мы, как вы поняли, на стороне последних. «Мастер и Маргарита» необходимо воспринимать, в первую очередь, как экранизацию романа, то есть произведение по мотивам книги. В ней авторы смогли привнести свое восприятие романа, перенести события произведения на реальный мир и пофантазировать, создав новый шедевр уже внутри существующего. Привычные и давно знакомые образы открываются с новых сторон, старые идеи рассматриваются под новыми углами, так что сама история для вас может закончиться чем-то совершенно неожиданным. При этом авторы подарили картине невероятный по отечественным меркам визуальный стиль, который запросто может соревноваться с западными фильмами. Словом, поводов посмотреть новую экранизацию «Мастера и Маргариты» очень и очень много.
Открытие года — «Чужой: Ромул»
Многие делали ставку на то, что если поставить к франшизе «Чужих» нового автора со свежим видением, то может получиться что-то свежее, прорывное и задающее неожиданный тон уставшему от креативных решений Ридли Скотта тайтлу. Так оно и получилось. Феде Альварес сделал по-настоящему олдскульный и впечатляющий космический сай-фай хоррор, каким «Чужому» и следовало быть всегда. Замкнутые пространство, уважение к канону и умение создавать напряжение в антураже крайне ретрофутуристичного мира. Поэтому «Ромул» получился не просто прекрасным наследником оригинала, но и лучшим фильмом во франшизе за очень долгое время.
Лучший фильм года по версии Tomsk.ru — «Дюна: Часть вторая»
Мы нисколько не сомневались в режиссере Дени Вильневе. Долгожданное продолжение «Дюны» не просто оправдало все возложенные на него ожидания, но и сделало кое-что другое — выставило новую планку для всей современной фантастики. После практически античных сюжетных перипетий и монументальных образов второй «Дюны» делать новый сай-фай станет как минимум затруднительно. Ведь если ты один раз увидел фрименов на шай-хулудах, то именно такого масштаба тебе захочется и дальше. Вильнев сделал из «Дюны» не просто экранизацию, а практически эталонный фантастический фильм, чьи уровень проработки, внимания к деталям и пафос создают практически гипнотический эффект и возвращают пресловутую «магию кино» на большие экраны. Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с дилогией «Дюны» Вильнева, ведь такой зрительский опыт больше просто негде получить.