Авторские материалы

«Одного мальчишку держать аж приходилось»: воспитатель Любовь Александрова о проблемах в детском саду, выгорании и интернете

10:00 / 27.09.23
2833
Мы в социальных сетях:

Сегодня празднуют всероссийский день работников дошкольного образования. Cейчас воспитатель – это не только наставник, хранитель знаний, но и блогер, фотограф. Каждый праздник и спектакль он обязан снять на камеру своего телефона и разместить в паблике или на сайте детского сада. Это отнимает время, которое можно потратить на обучение детей. Любовь Александрова работает в Малиновском детском саду более 30 лет. И она рассказала нам, как справляется со сложностями.

Любовь Лембитовна закончила Томское педагогическое училище №1. С 1986 года работает в детском саду в селе Малиновка Томского района. Здесь живет практически вся ее семья, в которой девять детей. Многие из сестер стали учителями в местной школе. После Любови родились младшие сестры, за которыми она присматривала. Тогда-то и поняла, что ей нравится заботиться о малышах. После школы стоял вопрос, кем стать: учителем математики или воспитателем в детском саду. И выпускница школы сделала свой выбор в пользу садика.

«Дети этого возраста очень нравятся. Непосредственные. Открытые. Со своими капризами, задумками. Потому что все закладывается изначально. Доброта. Отзывчивость. Справедливость. Умение дружить. Как воспитаешь, так они и пойдут дальше».

Педагог вспоминает первый день учебной практики. Не было страха и тревоги. Только любопытство и интерес: как ее воспримут дети. И она сразу нашла с ними общий язык.

«Дети — такой народ, что они действительно тебя первое время рассматривают. Полчаса-час они просто смотрят на тебя и уже знают, как с тобой можно себя вести. Ждала, что они “выкинут” в первый день. Но все обошлось. Остались только положительные эмоции».
«Одного мальчишку держать аж приходилось»: воспитатель Любовь Александрова о проблемах в детском саду, выгорании и интернете

фотография из личного архива

Воспитательница поставила перед собой задачи: взращивать в детях доброту, уважение друг к другу и взрослым, дать знания о мире. Для нее не существует фразы: «я не могу». Все познается и изучается. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход и внимание. Важно наблюдать за его поведением, искать причины неудач и говорить открыто и честно, как с самим ребенком, так и с его родителями. Чаще всего, родители быстро откликаются на просьбы, и тогда приходит успех. Ребенок меняется в лучшую сторону и у него становится меньше проблем.

«Если родитель спрашивает у ребенка: «Что ты сегодня натворил»? Ребенок будет творить плохое, чтобы его заметили. А если: «Что ты сегодня хорошего сделал»? И ребенок будет думать: «Надо что-то хорошее делать. И он меняется. Но не сразу, конечно. Сначала много будет делать плохого. Похвалишь его перед родителями и смотришь, и пошел процесс».

Часто воспитателям приходится импровизировать, чтобы найти решение для каждой проблемы. Нужно изучить характер ребенка, его отношения с семьей и со сверстниками. Пробовать новые методы и способы воздействия. У Любови Александровой семь детей и личный опыт их воспитания она переносит на подопечных.

«Мальчишка один начинал ни с того ни с сего драться. Взрослого бить, ребенка – не важно кого. Договорились с ним. Побоксоваться хочешь? Давай побоксуемся. Ты хочешь попинаться? Ну давай. Закончилось? Все, ладно пошли тогда. В следующий раз захочешь побить кулаками, скажешь, я тебе грушу повешу. Ты пойдешь, ее побьешь и вернешься. Давай договоримся так. И все, он перестал драться».

Часто агрессивное поведение у ребенка говорит об отношении к нему сверстников, утверждает педагог. Многие считают, что это просто вспыльчивый характер, неуравновешенность, и что ему не место в саду среди других малышей. Но эти негативные реакции не появляются из ниоткуда. Нужно внимательнее приглядеться к ребенку, изучить его поведение в обществе.

«Одного мальчишку держать аж приходилось. Стулья кидал в детей. «Держим, пока не успокоишься, не отпущу. Я же сильнее тебя все равно. Ты понимаешь? Успокаивайся. Я тебя отпускаю, и ты никого не трогаешь». Месяц, наверное, воевала с ним. Ему говорили, чтобы вообще из сада ушел, потому что он психованный, кидается на всех. И я попросила его прийти в группу первым. Привели, стала наблюдать, в чем причина, почему он так себя ведет. Заметила, что дети к нему лезут. Он сдержаться не может, начинает буянить. А детям нравится, что его наказывают. Им же не попадает. Родителям, когда опять стали на него наговаривать, я отвечаю: «Понаблюдайте за своим ребенком, тем более вы в соседях живете. Понаблюдайте, как дети его допекают». Что-то родители, наверное, сделали, более спокойный стал».

Любовь Лембитовна заметила, что сейчас на детей любят вешать ярлыки: «ОВЗшник»,  «недалекий», «отсталый». Это мешает детям развиваться, потому что им дают легкие задания по упрощенной программе. Назовешь человека дураком, и он согласится. Ему же проще жить. Никто не будет требовать больше, чем он способен сделать. Но «тупых» детей не бывает, уверяет воспитатель. Просто один в чем-то превосходит другого. И если работать с ребенком над тем, что у него получается лучше, можно развить его сильные стороны.

«Я всегда в пример привожу нашу группу, когда учились. У нас чисто деревенская группа была. 30 человек. А раньше же в колхозы ездили работать. Но и мы едем. В деревне-то привыкла работать на огороде. А учиться… И нам говорят: «А, 434 группа — болото! А вот работать, они молодцы». Только один раз произнесли «болото». Чего стараться-то? Мы же все равно болото. А потом уже говорим себе перед сессией: «Ну, че, болото? Будем показывать, какое мы болото? Ну, давайте покажем» (смеется). И мы все практически сдали “на отлично” сессию. Наша группа единственная дошла до конца в полном составе».

В группе у педагога сейчас около 30 детей. После рабочего дня она возвращается домой, где ее снова ждут дети — 13 внуков. Родители привозят их на выходные и праздники. Бабушка все время окружена ребятишками. Но она не жалуется на усталость и эмоциональное выгорание. Внуки все разные, со своими характерами. И постоянная смена эмоций приносит ей отдых.

«Когда дети здесь, ни на что не отвлечешься. Могу к соседке уйти, когда надоели(смеется). Побыть вечер, вернуться. Они же все разные».
«Одного мальчишку держать аж приходилось»: воспитатель Любовь Александрова о проблемах в детском саду, выгорании и интернете

фотография из личного архива

«Одного мальчишку держать аж приходилось»: воспитатель Любовь Александрова о проблемах в детском саду, выгорании и интернете

фотография из личного архива

Выгорание начинается, когда приходят распоряжения начальства. В детском саду ввели требование – каждый воспитатель должен делать фото- и видеоотчет с концертов, спектаклей, праздников и простых занятий с детьми. Это дается нелегко воспитателям «старой школы», которые привыкли делать акцент на детях.

«Больше требуют не работу с детьми, а работу с Интернетом. Нас загрузили сайтами, госпабликами, конкурсами, всем подряд, но только не работой с детьми. Ты сидишь и выставляешь, потому что проверка сверху. Не выставил – тебе попало. Но это несправедливо».

Изменения касаются не только воспитателей, но и самих детей. Их лишают права выбрать стихотворение и песню для выступления. Таким образом дети не научатся делать самостоятельный выбор, считает Любовь.

«Все учим стихи»! А может мы на праздник другое хотим устроить? Да, есть люди, которые не могут принять чужого мнения. Собрание вот было родительское. И у нас сейчас задумка с детьми есть. С раннего возраста нужно обучать финансовой грамотности. Мы рассказали свою идею родителям, что мы хотим ввести монеты. За работу на занятиях, за поведение. Где-то аннулировать, где-то поощрить. Они набирают денег и потом мы устраиваем ярмарку, где покупают что-нибудь. Родители начали предлагать, что сделать еще. «Хорошо, давайте сделаем кошельки. А в кошельки эти будем складывать монеты». «Ну да, почему бы и нет». «А давайте разных цветов». Ярмарка. «А из чего будет ярмарка? Что будут продавать»? И потом все это обдумали. Их и наши идеи объединили. Значит, сейчас все это будем делать».

Но, несмотря на многие трудности, Любовь Александрова получает от детей положительные эмоции, учится детской мудрости. Воспитанники с уважением относятся к своему педагогу, которая вложила в них душу.  Рисуют портреты и делают памятные подарки своими руками. Воспитатель считает всех детишек своими. И даже спустя несколько лет после выпуска они благодарны своему наставнику и другу.

«Чувствуется, как они относятся ко мне, когда идешь и их встречаешь. Ты даже не узнаешь ребенка, а он уже здоровается, по имени-отчеству называет. Ну, значит, неплохо все было. Значит, все правильно делала».