Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+ Осторожно, спойлеры.
Когда выходит премьера кого-то из действительно великих кинорежиссеров современности вроде Дэвида Финчера, автора «Семь» и «Бойцовского клуба», то это невольно превращается в событие и ажиотаж: чем же автор удивит на этот раз? Но итоговая работа в таких случаях может разочаровать большую аудиторию: ведь многим людям «Однажды…в Голливуде» Тарантино или «Ирландец» Скорсезе кажутся довольно скучными нудными фильмами. Но на каждый фильм найдется свой зритель, да и не каждая картина должна быть эпохальным высказыванием на злобу дня.
«Убийца» Финчера — это экранизация одноименного французского графического романа про будние одного киллера, который в силу возраста и опыта начинает задумываться об ответственности, морали и профессиональной этике. Впрочем, режиссер в любом случае сделал все по-своему. Но обо всем по порядку.
Фильм рассказывает историю одного безымянного наемного убийцы в исполнении Майкла Фассбендера. Зритель знакомится с ним во время обычного и рядового для такого специалиста задания. Герой ведет несмолкаемый внутренний монолог, объясняя все правила и условности своей профессии. Немало размышлений о равнодушии, незаметности, отсутствии эмпатии, демографии планеты, тщательной подготовке и прогнозировании. Он — лучший в своем деле, его статистика безупречна, а импровизация недопустима, но после нескольких дней ожидания своей цели герой промахивается, и все летит в трубу. Последствия, конечно же, настигают его незамедлительно.
Весь фильм, по сути своей, это один очень длинный монолог, в котором герой рассказывает свои принципы, повторяя раз за разом важность планирования. Главная его задача в этой истории — отомстить за свою подругу, за свой разрушенный дом и уязвленную гордость, ведь его решили списать сразу после единственной ошибки. И тут кино можно начать воспринимать в трех разных плоскостях.
Первая — карма и расплата за равнодушие. Убийца очень много раз проговаривает, что ему на все плевать, ему ни до чего и ни до кого нет дела, но как только все переключается на него, то прежние установки как будто бы уходят в сторону. Он продолжает убеждать себя в том, что он следует собственным же правилам, но вот только нарушает главное — не убивать, если тебе за это не заплатили. Герой встает на тропу чистокровной мести, находя один за одним тех, кого считает виноватыми в своем положении и устраняет их без задней мысли. Ну почти всех. При этом он действительно занимается активным планированием, мастерски все подстраивая и организуя, но чем дальше заходит, тем больше импровизации и спонтанных действий совершает. Будто бы по пути к своей цели он успел остыть и успокоиться, но дело в любом случае нужно сделать. И да, у него получается убрать практически всех, кто причастен к погрому в его доме, однако ценой за такие действия станет бесконечная паранойя и перманентное беспокойство до конца его дней.
Вторая — весь фильм можно читать как одну большую метафору на современные корпоративные ценности. Только вместо дизайнера, менеджера или другого офисного работника у нас оказывается наемный убийца. И вот он платит за внесенные правки не только личным временем, но и буквально собственной жизнью. Клиент разозлился из-за невыполненной задачи и решил «наказать» провинившегося работника его убийством. И всем плевать на то, что он лучший в своем деле и может запросто все исправить. Фильм показывает, что ни один сотрудник, даже самый опытный и уверенный в себе не застрахован от совершения банальных ошибок и неминуемой и будто бы несоразмерной расплатой за такой проступок. Как и диктует рынок: незаменимых нет. Даже в сфере устранения других людей.
Третья — довольно банальная и поверхностная, но чертовски зрелищная. Классическая история о мести на потеху всем поклонника true crime и боевиков про «Джона Уика». Финчер мастерски показывает будни киллера: все его приготовления, меры предосторожности и здоровую паранойю во время выполнения своей вендетты. И выглядит это до безумия правдоподобно и пугающе, ведь сколько таких специалистов может на самом деле находиться на планете и совершать такую неприятную работу? Впрочем, во время такого сюжета зритель привык сопереживать мстителю, потому что до этого случилась какая-то явная несправедливость, но сочувствовать наемному убийце, который буквально в начале фильма проговорил, что ему на вас все равно — затруднительно. Поэтому весь путь мести превращается в перемещение из пункта А в пункт Б, где герой совершает практически одни и те же действия, не получая катарсиса в привычном его понимании. Но он тут и не нужен.
«Убийца» — это фильм не для всех. Большинство зрителей явно сочтут его скучным и довольно претенциозным из-за всех философских размышлений наемного убийцы. Общий ритм фильма может показаться вялым и неспешным, а каких-то особых вау-эффектов в стиле «Бойцовского клуба» или «Исчезнувшей» Финчер сюда не завез. Но если подумать о фильме как о метафоре на ежедневную рабочую рутину с профессиональным и личностным выгоранием, то история начнет работать совершенно иначе. Да и оценить перформанс Майкла Фассбендера в образе безэмоционального и практически роботизированного убийцы точно стоит.