Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+
«Джон Уик» поменял правила игры в боевиках и экшен-фильмах. Если раньше это высказывание кто-то мог посчитать глупым, то спустя годы самые разные проекты показывали, чем они так сильно вдохновлялись. Поэтому Дэвида Литча и Чада Стахелски смело можно называть людьми, которые переизобрели жанр боевика и подарили многим авторам идеи для собственных фильмов.
«Никто», «Пацан против всех», «Пороховой коктейль», «Отель «Артемида»», «Тайлер Рейк», «Пчеловод» — это картины, вышедшие после первой части «Уика», вобравшие в себя очень много элементов и художественных приемов из истории с мстящим киллером. Свой фильм решил снять и голливудский актер индийского происхождения Дев Патель, которого многие знают по «Миллионеру из трущоб», «Роботу по имени Чаппи» и «Легенде о Зеленом рыцаре». Каким получился «Манкимэн» режиссерский дебют индийского актера и настолько ли это похоже на «Джона Уика»? Обо всем по порядку.
Томить мы вас не станем — да, фильм очень похож на своего старшего брата. Но, как и с другими работами, это не является чем-то плохим. В центре сюжета парень из индийских трущоб, который пытается выживать с помощью подпольных боев. В детстве коррумпированная полиция сожгла его родную деревню, а их начальник жестоко убил его мать, поэтому главный герой живет ради мести. Однажды он получает работу на кухне элитного борделя, куда ходит шеф полиции, и расплата не заставляет себя ждать.
Еще одна история о мести, еще один фильм, где главному герою нужно преодолеть свои ограничения и жизненные препятствия, чтобы победить зло и выйти на совершенно новый уровень. Но это лишь каркас истории. В отличие от веселого «Пацана против всех» или того, во что в итоге превратилась франшиза «Джона Уика», Патель пишет и снимает крайне серьезное и без иронии важное для себя кино.
Его главный персонаж — народный герой, который так сильно необходим Индии. Для борьбы с коррупцией, для борьбы с нищетой, грязью и экономическими проблемами. Манкимен — это символ справедливости, обращенный к вековым традициям и забытым богам, надежда на улучшение и повод сопротивляться. Поэтому в фильме практически нет юмора, зато есть огромное количество экспозиции, медитативных и местами сюрреалистичных моментов, которые также пытаются передать весь характер и аутентичность выбранного сеттинга и мира. И, конечно же, море ультранасилия.
Когда мы говорили про схожесть с «Джоном Уиком», то имели в виду именно это. Мастерски поставленные драки и экшен-сцены — главная фишка картины. Пателю удалось не просто поймать дух фильма, который его вдохновил, но и довести его до практически идеального состояния. Все драки максимально тактильные, удары ощущаются предельно четко и правдоподобно, а камере удается поймать самые нужные и яркие моменты боевой хореографии. Авторы не боятся вести драку с помощью эффекта «одного дубля», делая зрителя буквально соучастником разборок бандитов и главного героя. При этом субъективность таких сражений достигается с помощью ручной камеры, переходов к «первому лицу» и клаустрофобно узких и темных индийских закоулков. Окружение в этом случае выступает еще одним главным героем, добавляя дракам сложности и весомости.
Вообще, киноязык Пателя выглядит крайне оригинальным и при этом хитрым. Режиссер использует обманки, предзнаменования и банальные «чеховские ружья». Глядя на окружение и акценты, расставленные авторами, можно догадаться, какой из сюжетных предметов станет важным и сыграет свою решающую роль. При этом в авторском почерке Пателя видно вдохновение не только «Джоном Уиком», но и работами Пак Чхан-Ука («Олдбой»), Курта Уиммера («Эквилибриум»), Пита Трэвиса («Судья Дредд»), Ари Астера («Солнцестояние») и даже Даррена Аронофски («Фонтан»).
На выходе получается крайне сбитый, местами чересчур серьезный, фантасмагоричный, но безумно честный боевик, в котором видно желание Дева Пателя сделать не просто очередной боевик, а полноценное высказывание. Не знаем, насколько громким и сильным оно вышло, но игнорировать такой фильм точно не стоит.