Источник фото: Томская драма
Движ с Серовым

«Очень дорогая тетя»: неровный, но смешной спектакль Томской драмы

16:48 / 04.07.23
1727

Рассказываем, каким получилась последняя премьера сезона

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 16+

Финалом театрального сезона для Томской драмы стала премьера «Очень дорогая тетя» режиссера Марины Кикеевой по тексту драматурга Рафаэля Лорана. Завершить сезон в Драме решили полноценной комедий на большой сцене, чтобы поставить яркую и интересную точку прошедшего года. Но смогла премьера показать себя в лучшем свете? Обо всем по порядку.

«Очень дорогая тетя» — чистокровная комедия положений, где буквально в каждой сцене происходят недопонимания и недоразумения, которые приводят к смешным ситуациям. Сюжет рассказывает о слишком богатой тетушке Аделине Лавинь. Она владеет огромной плантацией виноградников и небольшим поместьем, так что в деньгах женщина точно не ограничена. В отличие от ее племянника Бернара Леграна, у которого с деньгами очень серьезные проблемы. Он на грани банкротства и закрытия семейной фабрики по созданию кранов, а тетя никак не хочет помогать. Поэтому он, вместе со своей женой и домработницей Аделины, решается на отчаянный шаг — убить свою тетю и провести все нужные финансовые сделки. Вот только положение настолько отчаянное, что по итогу совершенно все в этом «надежном» плане пойдет не так.

«Очень дорогая тетя»: неровный, но смешной спектакль Томской драмы
«Очень дорогая тетя»: неровный, но смешной спектакль Томской драмы

Казалось бы, история про наследство и ушлых родственников — это то, что было уже неоднократно, поэтому нужно постараться, чтобы преподнести это свежо, креативно и в духе времени. И постановочная команда нашла такое решение. Они пошли по тому же пути, что когда-то шел Дмитрий Гомзяков в своей «Чайке», вместо полноценного спектакля зритель видит очень любопытную постмодернистскую игру с репетицией этого самого спектакля. По ходу произведения то и дело врывается режиссер, разносит четвертую сцену и начинает обращаться к своим персонажам по именам реальных актеров. То тут, то там режиссер будет поправлять артистов и просить переиграть ту или иную сцену, чтобы она выглядела лучше и смешнее. Со временем и сами артисты начнут называть друг друга по имени, а в какой-то момент дойдет даже до мозгового штурма конкретной сцены и попытки пропихнуть в постановку совершенно бесталанного артиста-родственника.

Но при этом произведение не рассыпается на части, вместо прямолинейной и следующей за текстом истории мы получаем метанарратив, но и он в конечном итоге является лишь частью общего произведения, и никто из актеров на самом деле из образов не выпадал. Так, одним режиссерским решением, «Очень дорогая тетя» из одного спектакля превращается сразу в два, но иногда баланс все-таки не получается соблюдать. Проблема ли в первоисточнике или же в недостаточной работе режиссера, но иногда тема фейковой репетиции перетягивает одеяло на себя, отвлекая от общего произведения. Впрочем, случается это довольно редко, так что в объективные минусы записывать это не стоит.

«Очень дорогая тетя»: неровный, но смешной спектакль Томской драмы
«Очень дорогая тетя»: неровный, но смешной спектакль Томской драмы

А вот что стоит, так это концовку «Очень богатой тети». Авторы хотели сделать вид, что им «не хватает времени» довести репетицию до конца, так что надо бы уже закругляться. В идеале такой ход мог стать действительно крутым сюжетным поворотом, окончательно превратив весь спектакль в одну большую меташутку и деконструкцию, но главные сюжетные линии не были доведены до конца, темы героев не раскрыты, а какие-то повествовательные ветки попросту были скомканы и выставлены на мороз, оставляя зрителя в легкой фрустрации. Ведь мы следили за этим на протяжении всего спектакля, неужели им не нашлось места в этой постмодернистской игре? Видимо, не нашлось. Вместо предполагаемого вау-эффекта, финал вызывает лишь недоумение и дискомфорт от того, насколько быстро и бесполезно все закончилось. Все помирились, решили свои проблемы и конфликты. А ведь можно было сделать совершенно иначе: превратить финал в самый настоящий парад сюрреализма, бреда и фантасмагории, закончить все настолько неожиданно, что оставалось бы только гадать, сколько событий мы еще не увидели, и каким же масштабным получится спектакль в своей «итоговой» версии. Словом, смелости для такого твиста у авторов не хватило, но именно такая недосказанность и намеренное чувство упущенной истории могло бы сработать на ура.

По итогу же получается занятный микс между классическим прочтением пьесы и попыткой как можно чаще ломать четвертую стену, играя на полном неожиданности и экспериментов поле постмодернизма, увлекая зрителя не такой уж и предсказуемой историей. Попытку можно назвать успешной и достойной просмотра, но фрустрация от финала все-таки может оставить после себя неприятный осадок. Впрочем, а имеет ли это хоть какой-то смысл? Ведь как комедия «Очень дорогая тетя» показывает себя просто прекрасно, а большего от этого спектакля и не требуется. Если у него получилось рассмешить своего зрителя, то все прошло хорошо. Лично мы — смеялись.

«Очень дорогая тетя»: неровный, но смешной спектакль Томской драмы
«Очень дорогая тетя»: неровный, но смешной спектакль Томской драмы