Древняя объемно-рельефная икона «Николай Можайский» с 1920-х годов хранится музее археологии и этнографии Сибири ТГУ. Оригинал законсервирован и находится в архивах. Однако теперь увидеть предварительный список иконы можно и в Новокузнецком художественном музее. Такой подарок ко Дню города сделал мастер Юрий Бычков.
Юрий — не профессиональный художник. Он больше 30 лет руководит предприятием «Молодость Запсиба». А в качестве хобби — рисует и вырезает из дерева. Икону Юрий увидел в музее ТГУ 11 лет назад, и с того момента «загорелся» однажды сделать такую своими руками. На обдумывание идеи у мастера ушло 11 лет, за это время Юрий изучал искусство создания икон, красок по старинным технологиям. Тем интереснее, что предварительный список иконы мастер создавал только по воспоминаниям и фото, не имея точных размеров.
Реликвия, таящая секреты
Сама история Можайского образа святого Николая в Кузнецке до конца не изучена. Как писал новокузнецкий историк-краевед Ю.В. Ширин, в ТГУ в 1927 году икону передала жительница города Кузнецка по фамилии Беликова. Если верить сопроводительной записи в книге поступления, ранее икона размещалась над воротами Кузнецкого острога. Причем не первого, деревянного, а более позднего, возведенного в 1717 году на Крепостной горе. Тогда одна из башен носила название Никольской. Одно из предположений, что икона святого размещалась именно там. Сама история Можайского образа святого Николая в Кузнецке до конца не изучена.
Однако этому противоречит сам стиль иконы: в России в начале 18 века начало активно развиваться барокко, и в том же 1717 году «изограф» Яков Лосев создал для часовни на той же горе памятный крест в барочной стилистике. Икона «Николай Можайский» выполнена в более ранней традиции древнерусской скульптуры Русского Севера 17 века.
Как и на всех подобных надвратных иконах, Св. Николай изображен в полный рост, в правой руке он держит меч (он уже утрачен) а в левой храм (он утрачен частично). Как писал Ширин, от времени пострадал также красочный слой, краски выглядят темнее из-за потемнения олифы. На доску наложено скульптурное изображение святого, собранное их отдельных деталей. Доска иконы и рельефные детали фигуры оклеены льняным холстом, покрыты меловым грунтом и расписаны маслом. Обрамление иконы вырезано как раз в стиле барокко.
В Новокузнецком художественном музее подчеркнули, что сейчас оригинал иконы является самой старой иконой Кузнецка. До 1917 года Икона предположительно могла находиться в кузнецком деревянном Спасо-Преображенском храме в приделе святителя Николая Чудотворца.
«Не старая доска, а что-то духовное, историческое»: о знакомстве с иконой
Икону Юрий Бычков впервые увидел в феврале 2013 года. Тогда он вместе с представителями бизнес-сообщества приехал в Томск и посетил музей университета.
«Город мы особо не видели, а вот музей произвел сильное впечатление. Мы как раз попали на выставку артефактов из окрестностей Новокузнецка, таких, которых даже в Новокузнецком музее нет! Монеты, наконечники стрел, найденные в районе крепости, в районе села Атаманово. Мне понравился рисунок Ермака того времени. И вот икона Николая Можайского меня «торкнула», когда я увидел ее. Для меня это не была старая доска, это было что-то духовное, историческое», — рассказывает Юрий.
Тогда делегации удалось сделать несколько кадров святыни. А у Юрия появилось желание создать ее копию и сохранить хотя бы в таком виде старинную икону города. Замысел зрел 10 лет. А толчком к началу работы стало знакомство с томским фестивалем «Праздник топора» и творчеством томского художника и скульптора Леонтия Усова.
«Творчество Леонтия Андреевича мне легло на душу – тогда мы попали на выставку его работ в Томске. И потом как-то в разговоре дочь меня спросила: папа, а ты мог бы сделать сам? А с учетом того, что от времени уже часть фрагментов иконы была утрачена, я побоялся, что мы не то, что ее не потрогаем настоящую, а даже ее вид не увидим. Ну от этого у меня стрельнуло — попробую изготовить», — поделился Юрий.
Сделать икону впервые: старое дерево и желтковая эмульсия
10 лет Юрий потратил на обдумывание идеи, изучение старинных правил реставрации, иконописи. Еще год ушел на то, чтобы изготовить сам список. Как признается Юрий, труднее всего было посчитать пропорции и замеры, ведь настоящих на руках не было. Юрий высчитывал все по имеющимся фотографиям.
«Я мерил локти, руки, которые были рядом с иконой, на столе, на котором она лежала. Стол 850 мм, я это как столяр знаю. Я месяца два все это укладывал, чтобы войти в размеры. Мне кажется, она близка к той, которую мы видели. Ошибки могут быть, конечно. Потом месяца 2 я делал саму икону и тело святого. Потом начал делать росписи, где-то в общем у меня ушел год. Она еще улеживалась, левкас был нанесен. В собранном виде оно вылежалось нормально, я не торопился, как душа требовала».
Не старить икону искусственно, а сделать ее изначально в духе старины — к этому стремился мастер. Сосна, которая пошла на создание иконы, хранилась у него более 50 лет (раньше ей применения не находилось), а кедру, из которого изготовлена сама фигура святого и оклад — 11 лет.
«Потихонечку вырезал, собирал, процесс мне нравился, когда работал с ней – чувствовал что-то хорошее. Делал после работы час-два. Иногда увлекался (когда руки делал, лицо) — мог прийти после работы и часов семь на балконе под светом резал – пока не уставали глаза»
Отдельную работу Юрий провел с красками: их он также создавал по технологиям иконописцев современности и старины.
«Левкас несложно делается: там мел с желатином. Я искал технологии и материалы по иконописи в интернете: как готовить эмульсию для краски, сами краски. Это же на основе камней раньше делали: полудрагоценные искали, измельчали, а потом делали желтковую эмульсию с яблочным уксусом, пивом или вином. А потом я узнал, что можно заместить краски на магазинную темперу (ее близость натуральной и современные иконописцы отмечали). Разбавить наполовину желтковой эмульсией – и она будет отвечать канонам и требованиями настоящих темперных красок, которыми работали иконописцы тогда».
Юрий пошел дальше и по материалам из мужского монастыря Александро-Невской лавры он нашел более старый рецепт эмульсии: на желтке и белке. Вводя белок особым образом, можно сделать краску прочнее и долговечнее. Также художник нашел рецепт натуральной олифы, чтобы покрыть икону.
«Там было нерафинированное подсолнечное масло для нее, свечки церковные (давно лежали). Я ее целый день выпаривал на даче, а у меня просто мощности плитки не хватило. Уже уезжать надо, так что я ее снял с огня и она загустела как воск. Потом развел ее в бане водяной – она опять стала такой же прозрачной, без запаха. Покрываю икону – слушай, все впитывается, такая шелковистая, краску не сцарапала, цвет сохранила! Я понял, что это — лучшая олифа. Лак бы испортил все. И я понял, насколько мудры были им предки, которые делали иконы, сохраняли их».
«Хотел бы увидеть ее настоящую»: о планах и Томске
Несмотря на волнение, как работу воспримут в музее, Юрий решился выйти с ней на презентацию. И вызвал огромный интерес не только у сотрудников и посетителей музея, но и у местных СМИ.
«Мне было приятно, что работу так оценили: я готовился в том числе и к критике. Это же не мой хлеб, как у профессиональных художников. Я сделал это бесплатно. Была не критика — наоборот, поблагодарили за то, что какой-то шаг сделан к тому, чтобы историческую ценность нашу сохранить или вызвать к ней интерес. Мне хотелось вернуть дух охранной иконы городу. Может, у кого-то проснется желание творить. Может, к нашей истории городской еще вернется, соприкоснется», — отметил Юрий.
Мечтой остается также увидеть икону вновь, и такая возможность появилась: в ближайшее время Юрий вместе с сотрудниками музея планирует посетить Томск и архивы музея ТГУ.
«Может, удастся воочию увидеть, обмерить, если разрешат, получить историческую справку для исследования нашим научным сотрудником, сфотографировать научную карточку экспоната – кто, когда передал, какие были уже утраты, какие цвета изначально были. Можно и еще одну копию сделать, но уже с точными размерами. Это будет немножко другой уровень Ведь пока это — предварительный список, вызвавший к себе интерес. А еще я бы хотел посмотреть, в каком икона сейчас состоянии. Возможно, музеи договорятся о сотрудничестве (совместно провести реставрацию или чистку, чтобы обеспечить ее сохранность в сегодняшнем состоянии). В лучшем случае — провести выставку реликвии в Новокузнецке, (естественно, с возвратом!)»
Дальнейшие планы мастера также касаются резьбы по дереву и Томска.
«Я очень люблю Томск, его деревянную архитектуру и людей. На «Празднике топора» я увидел столько талантливых мастеров из разных регионов! Стараюсь последние годы посещать и не пропускать это событие. Там же я видел Усова лично, что для меня стало большим событием. Он ведь в своих резных портретах передавал эмоции человеческие, это не просто скульптуры. Для меня это верх, чего бы я хотел от творчества своего сегодня. И у меня есть интерес поработать в стиле иконописной живописи (потому что она сохраняет внутреннее свечение краски), но не с иконами, потому что этому надо действительно учиться. Я бы хотел попробовать писать на досках другие сюжеты, например, в тематике деревенской жизни, чтобы показать лучшие воспоминания из детства. В процессе работы над иконой я приобрел хороший инструмент, приобрел новые знания и навыки в работе с деревом и росписи. Так что объемная резьба — это то, чего бы я хотел в будущем».