Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 12+ Осторожно, спойлеры.
Спустя пять лет до релиза добралось долгожданное многими фанатами Человека-паука продолжение революционного мультфильма «Человек-паук: Через вселенные», который рассказывал историю обычного чернокожего парня Майлза Моралеса. Впрочем, обычность его прекратилась сразу после того, как он был укушен необычным радиоактивным пауком, подарившим ему ту же силу, что и у Человека-паука Питера Паркера, который во вселенной Майлза скончался от рук Кингпина.
Но и это было не самой главной сценарной находкой, ведь авторы решили показать на больших экранах самый настоящий Спайдер-Верс, вместив в мультфильм множество Пауков из альтернативных вселенных, подарив зрителям море фан-сервиса и действительно хорошо написанную и поставленную историю. Уйдя на очень яркой ноте, авторы ушли готовить сиквел, на который были возложены очень большие ожидания. И, честно говоря, он их окупил с запасом. Но обо всем по порядку.
В мире Майзла прошло несколько лет, он успел возмужать и стать самым настоящим Человеком-пауком, уверенным в себе супергероем, а разборки со злодеями вышли на какой-то практически бытовой и рутинный уровень. Впрочем, проблем у него не мало, ведь уже скоро нужно будет выбирать колледж для поступления, а я его паучьи дела, как и водится у Человека-паука, активно влияют на его обычную жизнь. Но все кардинально меняется, когда в городе объявляется новый злодей — Пятно, способный открывать порталы в параллельные вселенные, так что Майлзу придется объединиться со своими старыми друзьями, обрести новых союзников, дать отпор злодею и познакомиться с полноценной Паучьей Мультивселенной. Ей, к слову, заправляет Мигель Охара, один из вариантов Человека-паука. Но не все в этой истории сложится просто и удобно для главного героя.
В сиквеле авторы буквально решили сделать «больше того же», и совершенно не прогадали со своим выбором. Пауков стало в десятки раз больше, Майлз путешествует по другим вселенным, а масштаб злодеяний антагониста вырос до уровня Джобу Тупаки из оскароносного «Все везде и сразу». Очень явный антифиллерный характер происходящего. При этом авторы намеренно усложнили себе работу, создав сразу несколько миров, которые предельным образом отличаются друг от друга с точки зрения визуала. Мир Гвен-Паук — пространство выполненное в акварельных тонах, меняющее цвет, в зависимости от настроения сцены, мир Павитра Прабхакара, индийского Человека-паука, выполнен в приглушенных и очень теплых тонах, напоминая старые открытки путешественников, мир Мигеля Охары — современное и слабо отличимое от реальности место, которое выглядит как технологическая утопия фантастов прошлого столетия.
По-разному выглядят и Пауки, каждый из них обладает своим внешним видом, анимацией, стилизацией и даже частотой кадров. Таким вот усложнениям аниматорам удалось добиться самого главного — истинного разнообразия Паучьей Мультивселенной. Хочется задержаться в каждом мире подольше, рассмотреть его как можно тщательней, а потом сделать скриншот и поставить на заставку мобильного устройства. Настолько потрясающей выглядит визуальный стиль. Разумеется, как и в первом мультфильме, лучше всего анимационные технологии показывают себя в экшен-сценах, а уж они в новом «Человеке-пауке» идут практически друг за другом. В одной сцене Майлз пытается сражаться с Пятном, то и дело попадая в странные порталы, в другой — убегает от сотни вариантов Человека-паука, в третьей — почти оказывается в пасти Тирекса-Паука. Визуальный аттракцион заставляет опустить челюсть максимально низко и в редкие моменты дать минуту передышки, чтобы вернуть ее обратно. И такими моментами выступает сценарий.
Режиссерам, сценаристам, аниматорам и продюсерам удалось создать историю, которая встает на голову выше того, что было в первой части мультфильма. Картина поднимает более взрослые темы, не стесняется показывать более мрачные аспекты супергеройской жизни и старается прогуляться по зоне серой морали, заигрывая при этом как с метамодернистским, так и с индивидуалистским настроением. В этой истории Майлз Моралес — изгой поневоле. Он не решается рассказать родителям о том, что он и есть новый Человек-паук, у него нет других знакомых супергероев, с которыми бы он мог обсудить свой необычный быт, а единственные друзья находятся в разных параллельных вселенных. Да и не просто находятся, а вступают в некий Паучий корпус, максимально игнорируя Майлза, хотя тоже по нему жутко скучают.
Здесь авторы решили сохранить изначальную формулу Стэна Ли практически нетронутой — это все еще история про самого простого подростка со суперспособностями. Но с самыми банальными жизненными проблемами: от первой влюбленности до попытки осознать себя в этом большом мире, выбрать правильный путь и не ошибиться в своих поступках. При этом сюжет толкает Моралеса к тому, что невозможно быть супергероем на сто процентов, всегда случится что-то, что будет важнее одной конкретно взятой жизни, но его юношеский максимализм, ярый идеализм и верный моральный компас вкупе с сильными личностными качествами переворачивают игру озлобленных Людей-пауков. И в этом кроется очень важная мотивационная составляющая для молодых зрителей — даже если весь мир считает, что ты не прав, найди в себе силы, найди любовь к себе, найди волю для свершения того, что считаешь правильным именно ты. Не бойся и не сдавайся, поднимайся всегда, даже если вставать больше не имеет смысла.
Авторам удалось поймать смысл и дух Человека-паука, не просто супергероя, но и человека, на месте которого мог бы оказаться любой. И в каждом жесте, в каждом сомнении, в каждом решении главного героя видна вся та юношеская страсть и идейность, что не позволяют главному герою поступить совершенно иначе и показать, где же тут зло, а где добро.
Впрочем, есть и за что поругать нового «Человека-паука». В частности, за его несамостоятельность. «Через вселенные» был законченным произведением, для которого сиквел был очень даже опционален. Если бы его не было, то хуже мультфильм бы точно не стал. А вот «Паутина вселенных» страдает от того же нарративного недуга, что и «Война бесконечности» перед «Финалом». Одна работа активно промоутирует и расставляет заготовки для следующей, обрываясь практически на полуслове. Герои вроде бы и прошли кульминацию своего развития, но к концу картины остались в довольно подвешенном состоянии, что кому-то может показаться нечестным.
Тем не менее, это точно не отнимет у мультфильма всех его сценарных, идейных и визуальных заслуг. «Человек-паук: Паутина вселенных» — это действительно штучный продукт индустрии и одна из самых лучших экранизаций историй про Человека-паука. Он дарит невероятный зрительский опыт. Как драматургический, так и эстетический. Поэтому будет интересен даже тем, кому вовсе не нравится супергероика, ведь это динамичная, красивая, техничная и хорошо написанная история, которая ждет, когда вы ее увидите.