Истории

«Не женская» профессия: выпускница ТГУ Виола Светлицкая о том, как запустить ракету в космос и «сбывать свои мечты»

09:10 / 12.12.24
2274
Мы в социальных сетях:

Атомная физика, корабельное вооружение, ядерная энергетика… Но покорили Виолу Светлицкую все-таки баллистика и гидродинамика. Девушка родом из Казахстана сначала вместе с родителями переехала в Тюмень и из всех возможных вариантов для поступления выбрала физико-технический факультет Томского государственного университета. Бакалавриат и магистратуру окончила с отличием, и сразу после Виоле предложили работу на космодроме «Восточный». О том, насколько сложно девушкам проявить себя в технической отрасли, какие чувства преобладают во время взлета ракеты и от чего зависит эффективность полета — в новом выпуске проекта Tomsk.ru и ТГУ «Университет без границ».

Слушать подкаст

Я родилась в Казахстане. Когда мне было 15 лет, мы вместе с родителями переехали в Тюмень. В 11 классе встал вопрос выбора профессии. Всей семьей задумались о том, как можно реализовать мою любовь и способности к математике и физике. Первым понравившимся направлением было корабельное вооружение, но мама попросила меня выбрать что-то более подходящее девочке. Смотрели дальше. Когда я увидела баллистику ракет и снарядов, меня уже никто не смог отговорить. Папа был очень рад выбору инженерной профессии. У нас все в семье имеют инженерное образование. Правда, оба дедушки, папа и дядя — горные инженеры. 

«На поступление пришла с хорошими баллами и сразу подала на одну специальность в один вуз, шансы на поступление были стопроцентными, поэтому мы не переживали. Начали планировать переезд».

И бакалавриат, и магистратуру заканчивала в ТГУ, физико-технический факультет. Направление бакалавриата — «Баллистика и гидроаэродинамика». Магистратура — «Техническая физика». В период обучения в магистратуре работала в деканате физико-технического факультета ТГУ. А сейчас являюсь сотрудником «Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры — космического центра «Восточный».  

«Да, я работаю на космодроме! До сих пор не верится, что все так сложилось. Перед подачей документов на поступление я шутила, что буду запускать ракеты в космос. А теперь родные шутят, что я умею сбывать мечты».

На космодроме занимаюсь оценкой правильности работы систем ракеты-носителя и оформляю необходимые документы. Несмотря на то, что работаю не так давно, у меня уже копилка достижений. Например, сертификат участника первого пуска ракеты-носителя «Ангара-А5» и благодарность директора за личный вклад в развитие космической отрасли.

«Конечно, осваивать техническую специальность сложно. Мне повезло, что в университете нашлись такие же заинтересованные люди, и мы вместе, скрепленные дружбой, прошли через трудности обучения».

У нас прекрасные преподаватели, многие из которых вкладывают душу в студентов. Удивление и восхищение у меня вызывает то, какой памятью они обладают, называя всех своих студентов по именам даже спустя много лет после выпуска. Наталья Александровна Перкова, Елена Николаевна Путятина провели нас через курс математического анализа. В магистратуре, когда я уже сама являлась сотрудником факультета, я имела возможность встретить еще больше Преподавателей «с большой буквы» — Эрнст Рафаилович Шрагер, декан факультета Юлия Николаевна Рыжих и на тот момент заведующий кафедрой динамики полета Владимир Исмагилович Биматов дали старт в карьере. На научном поприще очень помогает своим студентам Надежда Валерьевна Савкина. Я стараюсь поддерживать связь со своими коллегами, даже находясь в тысячах километров от них. 

«Больше всего запомнились первые пары в больших аудиториях на несколько потоков, атмосфера императорского, дружеские встречи, кофе, совместные подготовки к экзаменам». 

Легкой учебу на нашем факультете не назовешь, но всегда на одном дыхании проходили практические занятия по дифференциальным уравнениям, математическому анализу, физике, ну и, конечно, техническому английскому. Период сессии, когда в короткие сроки нужно усвоить большие объемы информации, отнимал много сил. Я всегда переживала за результат. Но с возрастом пришло больше спокойствия и понимания, как нужно справляться с многозадачностью. 

«Когда подходишь к делу с горящими глазами, но холодным рассудком, удается добиться успехов».

В этом я убедилась на собственном опыте, когда стала участницей программы развития Томского государственного университета «Приоритет-2030» и гранта Правительства РФ. За достижения в учебе и в науке я получала повышенную стипендию. 

На удивление, сил хватало на творчество и самореализацию. В перерывах между занятиями ставила танцы, выступала на концерте в честь 140-летия Томского государственного университета. После второго курса провела летние каникулы в Америке, участвуя при этом в программе студенческого обмена. Новые эмоции, новые знакомства, которые в дальнейшем приводят к взаимоуважению и дружбе.

Естественно, мы сильно повзрослели за время обучения, встретились с новыми преградами, которые уже преодолевали самостоятельно, узнавали себя и понимали, куда мы хотим двигаться и в каком направлении хотели бы развиваться. 

«Самый главный навык — учиться».

Считаю наше образование универсальным, то есть на фундамент знаний, который закладывается в вузе, можно «надстроить» любую отрасль и развиваться в ней. Главное — следовать за своей мечтой, сохраняя теплые отношения с теми, кто рядом.