Три томички и 14-летний подросток стали заложниками недобросовестно оказанных экскурсионных услуг в Шерегеше. Компания рассказала редакции Tomsk.ru, как 29 июля съездила в тур на горное озеро, так и не добравшись до туристического объекта.
Томичи оказались в Шерегеше проездом, приехали на соревнования по бегу всего на один день. Погода оставляла желать лучшего, а получить впечатления от нового места все равно хотелось, рассказывает Анна.
— Мы решили взять короткую экскурсию. Одна из фирм предложила подъехать на улицу Дзержинского,23, откуда нас заберут на экскурсию. Я спросила, что у них есть из защитной одежды. Нам ответили, что предоставят дождевики, больше ничего из снаряжения на этой экскурсии нам не понадобится. Личные вещи я упаковала в рюкзак. Обсудили маршрут, решили, что в гору мы не поедем из-за дождя. Нам предложили проехать до озера, горного провала в старых шахтах, а потом через 2,5 часа вернуться на базу. За четверых мы должны были заплатить после возвращения 10 тысяч рублей. Движение сразу мы начали на болотоходе. Поехали в сторону окраины поселка. Экстрима нам хватило уже на этом этапе, много эмоций от огромной машины было. Затем начали спускаться к потоку воды, мы не знали, река это или еще что, воды было примерно по колено сначала. Болотоход ехал по воде, мы предполагали, что скоро уже выберемся на дорогу, которая шла параллельно реке. Проезжая по маршруту, заметили, что вода пребывала все больше и больше. Потом она начала захлестывать моего 14-летнего ребенка, который сидел рядом с водителем. Затем болотоход ударился об дерево, которое делило реку на два потока, застрял, начал полностью уходить под воду. Нам дали команду выбираться из машины. Огромную спецтехнику весом 470 килограммов повернуло на бок и начало уносить бурным потоком воды.
Происходящее в следующее минуты компания томичей помнит в мельчайших подробностях. Несмотря на шквал эмоций, пришлось сохранять ясный ум и рассудок, чтобы просто остаться в живых.
— Нам необходимо было прыгнуть на дерево, с которым столкнулось транспортное средство в потоке воды, зацепиться за ветки. Мы в шоковом состоянии это сделали, выбрались на небольшой островок. Водитель начал кричать, кидать нам веревку и командовал, чтобы мы привязывали его к дереву. Все эти действия диктовали ребенку. Поток воды был настолько сильный, что веревку эту просто разорвало. Огромный болотоход унесло течением. Мы рады, что врезались в дерево, иначе сами оказались бы в устье реки и не факт, что остались бы живы.
К дальнейшему развитию событий туристическая группа из четырех человек также не была готова. Никакого инструктажа, как действовать в подобной ситуации, они не получили. Стихия бросала вызов и требовала принятия продуманных решений в сжатые сроки.
— Мы еще несколько минут постояли под дождем на островке, поняли, что он постепенно уходит под воду. До водителя мы так и не дозвонились, он уплыл за болотоходом. До этого слышали, что он с кем-то связывался и просил подкрепление из других машин, чтобы спасти спецтехнику. Мы стали думать, как выбираться с острова. Ребенок начал паниковать, требовал вызвать МЧС. Мы стали искать палку, чтобы в самом узком месте перебраться через горный поток воды. Нам не проводили никакого инструктажа, не дали указаний, как выбираться с острова, нас просто оставили одних там. Примерно через час подъехала машина, мужчина начал нам кричать. Это оказался представитель турфирмы. Он объяснял последовательность наших действий. Мы погрузились в реку, высота воды была выше пояса. Сначала шли три женщины, потом 14-летний ребенок. Одну из девушек начала сносить река, мы стали хватать подругу, потом сильно испугался подросток, просто остановился в воде. Как только мы выбрались, сели в машину к Евгению, как мы поняли, он был владельцем спецтехники, которую спасал наш водитель-экскурсовод. Они начали нас уговаривать молчать об этом происшествии. Мы просили вернуть деньги, которые у нас остались в гараже, где мы переодевались. Там были деньги, ключи от номера в гостинице. Очень замерзли, обувь вся была испорчена. Мы просили привезти нам вещи, прошло более трех часов, прежде чем мы их получили. Согревались потом в горячей воде под душем. С начала столкновения до момента нашего спасения у 14-летнего подростка случилась паническая атака — мы поддерживали и успокаивали ребенка, как могли, шутили, делали вид, что нашей жизни ничего не угрожает. Далее экскурсовод с нами выстроил диалог таким образом, что в случившемся происшествии виноваты мы, а не он (хотя должен был нести ответственность за безопасность туристов). Он нам сказал, что понес ущерб от стихийного бедствия, а мы целые и ничего с нами страшного не случилось, мы не умерли и не растаяли.
Как отмечает Анна, водитель вместо решения вопроса с туристами и вызволения их с островка уплыл спасать болотоход. Его не интересовал тот факт, что в незнакомой местности у него остались люди с ребенком.
— Нам ничего не предложили в качестве компенсации, сказав, что ничего страшного не произошло, наше возмущение не понимали и хотели нас заставить молчать о последствиях экскурсии за шоколадку и бутылку вина, уточнив, хватит ли нам этого? По возвращению мы написали заявление в прокуратуру. Так как хотим предупредить всех отдыхающих о бдительности и требовании соблюдения всех мер безопасности. Именно ее, в первую очередь, должны обеспечивать своим туристам организаторы подобных экскурсий. Это важнее всего.
Как пояснил редакции Tomsk.ru юрист, вся эта ситуация называется «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
«За это предусмотрена уголовная ответственность. Это во-первых. Но кто будет отвечать за произошедшее, мы не знаем. Поэтому необходимо написать заявление в прокуратуру, прикрепить все видео и фотоотчеты, подробно изложить порядок действий. Ситуация причинила и моральный, и материальный вред группе лиц. Есть конкретный перечень испорченных вещей, присутствует испуг у ребенка и стресс у взрослых. Но чтобы за это предъявить претензию, нужно понять, кому это все предъявить. Дальше два пути. Либо самим пострадавшим выяснять, какая компания проводила этот тур, какая у нее форма организации и так далее. Либо дождаться ответа из прокуратуры, если там будет обозначено конкретное лицо, то против него подавать иск», — рассказал эксперт.
Редакция портала Tomsk.ru связалась с Евгением, чей номер указан на сайте с рекламой туристических услуг, которыми воспользовались томичи. Мы уточнили, как покупаются экскурсии, по какой цене, кто все организует и какая одежда должна быть у туристов на квадроциклах.
Евгений пояснил, что проводит туры как частное лицо, в ближайшем будущем планирует стать самозанятым. Поездка на квадроциклах бронируется по предоплате. Форма одежды может быть любая, так как приезжают все чистые. В случае отказа от тура по погодным условиям предоплата не возвращается.
На сайте указано, что оплатить экскурсии можно только наличными или переводом на Сбербанк-онлайн. Никакие документ без отдельного запроса не предоставляются. Все это осложнит ситуацию в случае судебных разбирательств за некачественно оказанные услуги и угрозу безопасности. У томской туристической группы для доказательств в суде теперь остались только фото, видео и переписка с организатором экскурсии.
Кстати, за прошлый год томские туристы смогли вернуть через суд более двух миллионов рублей. За этот период Управление Роспотребнадзора по Томской области рассмотрело 80 жалоб на действия туроператоров и турагентов и 21 жалобу на действия авиакомпаний. В некоторых случаях была выплачена компенсация морального вреда в размере 30 000 рублей.
Ранее мы рассказывали о том, как проект томичей позволил сделать безопасными походы в горы в долине Актру.