На выходных в Томском ТЮЗе состоялся проект «Про любовь. Лаборатория молодежного театра». За пять дней известным российским театральным режиссерам необходимо было создать и отрепетировать эскизы спектаклей, каждый из которых имел шанс стать полноценной постановкой, что войдет в основной репертуар ТЮЗа.
Все решалось с помощью зрительского голосования, и томичи отдали свой выбор «Каменному гостю» режиссера Александра Огарева. Накануне Tomsk.ru встретились с постановщиком в стенах театра и поговорили о его работе, творческих лабораториях и хулиганствах на сцене.
Проиллюстрировать свой материал мы решили фотографиями с показа эскиза «Каменный гость». Так что обо всем по порядку.
Подобные проекты стали довольно частыми для российских театров, как в регионах, так и в столицах. В первую очередь лаборатории — это стресс? Из-за незнакомой труппы и ограничения во времени. Или это возможность быстро создать что-то новое и проверить свои силы?
-Если стремиться только за стрессом, то его и в других местах хватает (смеется). Нет, конечно, это особое удовольствие, тренинг и адреналин. В таких проектах, почему-то, за пять дней, получается сделать больше, чем за месяц работы над спектаклем. Потому что люди концентрируются, спрессовывают энергию. Этот метод часто эффективнее, чем долгое раскачивание и раздумывание. Он позволяет сразу же включить сердце и расположить себя перспективе. А она очень ясна — за пять дней нужно сделать эскиз. Это очень интересно.
А что в таком случае сложнее? Сжатые сроки или абсолютно неизвестные актеры, с которыми приходится сразу же взаимодействовать?
-Труппа — это более весомый фактор. Потому что сроки во всех лабораториях примерно одинаковые, я их уже штук 15 прошел. А от актерского состава очень многое зависит. Если попадается какой-то человек, который не желает играть или использует лабораторию чтобы просто поумничать, то это сильно тормозит и запутывает процесс. Вносит растерянность и раздор, тогда может ничего не получиться. Но это не касается Томского ТЮЗа. Здесь все какие-то в хорошем смысле сумасшедшие, устремленные, заряженные.
Как проходило распределение ролей? У вас был на руках список актеров, и вы их с тремя режиссерами выбирали? Или как это работает?
-Я уже работал в Томске, так что про Наташу Гитлиц я знал, а остальных мне посоветовали. Я ими доволен.
Почему вообще в России в последнее время так популярны стали лаборатории? Раньше были отдельные проекты внутри каждого театра, как «Дыши свободно» у ТЮЗа, а сейчас их много, они хорошо спонсируются и расходятся по разным регионам. В чем их популярность?
-Во-первых, это единственная возможность для актеров, которые годами ничего не играют, заявить о себе. Сказать: «посмотрите, вы про меня забыли, а я крутой и все могу!». Это очень сильный мотиватор.
И я бы не сказал, что лаборатории сильно спонсируются. Наоборот, факт того, что на подобные эскизы денег нужно меньше, чем на полноценный спектакль, позволяет сделать работу, которая точно выйдет. Всегда есть надежда, что если она покажет себя хорошо у зрителей, то ее доработают и продолжат ставить, а у актеров точно появится возможность выходить на сцену.
То есть такие проекты не смогут сместить репертуарный театр, заменив его только на проектный?
-Наоборот, они пополняют репертуар театров. Да, многие работы из лабораторий никуда не уходят, остаются только в рамках эскизов, но какие-то остаются с театрами.
Как проходила работа над вашим эскизом? Как вам актеры ТЮЗа? Какие сложности у вас были? И как формировался список текстов для лаборатории?
-Проходила хорошо! Может актеры после лета все такие свободные и энергичные, отдохнувшие и желающие. Но стиль работы, который я предлагаю, для них был не совсем привычным. Поэтому приходилось долго ковыряться с моими правилами, но мне нравится, что они их услышали и начали соблюдать.
А какие правила, если не секрет?
-Особый разряженный ритм, неторопливость действий. Я люблю эмоциональный театр, но повышенная эмоция требует внимательного рассмотрения, нельзя ее давить. Она требует раскрытия, чтобы все увидели, что у актера внутри, какие страсти там бушуют. Для этого необходим последовательный вброс эмоциональных стадий. Все это внутренние и технические дела.
То есть для вашего метода лаборатория — это дополнительная проверка? Потому что пять дней — это довольно короткий срок, чтобы развести и поставить все эти эмоции.
-Ну да, но поскольку у нас была ситуация доверия, то актеры все это соблюдали.
Вообще, как вы считаете, есть ли у «Каменного гостя» стать полноценным спектаклем? Готовы ли вы к тому, что нужно будет вернуться и доделать?
-Я ко всему готов, а там уж будь что будет. Зависит от того, насколько это зайдет публике. Но наш эскиз будет не таким понятным как остальные, мы его сделали с менее предсказуемым зрительским принятием.
Насколько обязательно в наше время ставить классику? И имеет ли смысл осовременивать ее изнутри? Может ли классика, которая написана в 19 веке, работать так, как она была задумана? В тех же костюмах, но для современной аудитории?
-Мы же приходим в профессию не для того, чтобы ставить только классику. Мы приходим для себя. Важное преимущество театра в том, что мы можем заглянуть в те ситуации, в давние события, которые требовали от человека больших эмоциональных вложений. Ясно, что древнегреческая «Медея» по эмоциональности превосходит любую современную историю. И этот потенциал, который когда-то существовал в авторах, мы имеем возможность проверить на себе. Мы живем в более сглаженной цивилизации, где нам не позволено быть очень открытыми и непредсказуемыми. Цивилизация — хорошая вещь, но для жизни. Для театра же очень интересно погружаться в более древние эмоции. И только тогда, когда ты проверяешь их на себе, ты начинаешь расти. Внутренне ощущаешь потенциал, который другим людям вокруг тебя негде проверить.
С другой стороны, если не пользоваться классикой и не переносить ее законы на наши реалии, то современная история просто будет подобна жизни. Без законов классики она не встанет на уровень большого театрального события.
Как вы считаете, есть ли в классическом или современном театре место для хулиганства? Чтобы всю энергию актеров, их импровизацию выплеснуть на зрителя в полной мере?
-Я не мыслю театра без хулиганства. Любой скучный театр, который подражает жизни и делает что-то безопасное, не имеет смысла. Театр — это единственное место, где хулиганить пока что не запрещено.
Какие у вас в целом впечатления от проведенной работы? Отличается ли эта лаборатория от тех 15, что у вас уже были?
-Бывали хорошие лаборатории, но эта — одна из самых лучших. Она хорошо подготовлена, я работал с актерами, которые мне нравятся, и с ними можно решать самые необычные творческие задачи. У них сильные голоса, мощный внутренний темперамент, но при этом они умеют легко лавировать в рисунке собственной роли. В общем, я впечатлен актерами ТЮЗа, очень сильная труппа.
Проект «Про любовь. Лаборатория молодёжного театра» реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».