Интересное

«Нас так учили»: Елена Новоселова о том, как из ученого-экономиста вырасти до вице-президента банка

09:30 / 17.10.23
3436

«Решила: пойду на экономический»

Мы в социальных сетях:

Начало 1990-х — время, когда в нашей стране с нуля создавались рыночные отношения, рождались совершенно новые отрасли. Например, финансовая. Выпускница экономического факультета ТГУ Елена Новоселова — из тех людей, кто организовывал в Томске один из первых успешных (то есть выживших) частных банков — филиал «Газпромбанка». Как работать, и почему учеба на «советском» планировании промышленности была бесценна для коммерции — в специальном проекте Tomsk.ru и ТГУ «Университет без границ».

Сразу после школы я поступала в медицинский институт — мечтала быть детским врачом. Но не поступила. Год отработала в детском саду няней-уборщицей, и все это время думала: кем же я должна стать? Решила: пойду на экономический. Я рассуждала, что это правильно организованный факультет, который позволит при желании заниматься и преподавательской деятельностью, и наукой или уйти в реальный сектор. Для меня такой широкий выбор был важен.

С 1979 года я стала студенткой специальности «планирование промышленности». Интересно, что у нас на факультете еще были те, кто не поступил в медицинский и пошел на экономический, хотя на эконом конкурс был побольше. Наверное, это судьба. Первую лекцию — введение в специальность — нам провел декан Михаил Павлович Евсеев, совершенно легендарная личность! Он собрал удивительную команду.

Зинаида Егоровна Сахарова, которая потом 27 лет руководила факультетом, читала нам курс «Экономика промышленности». Был интересный преподаватель экономической истории Степан Семенович Лукичев. Он прошел войну, был очень строгий, но мне нравились его лекции. Ну а политэкономию читал не менее легендарный Александр Петрович Бычков. Хороший оратор, глубокий ученый, который мог сложные вещи рассказать простым языком. Он и Ирина Николаевна Мысляева сделали так, что мы обожали этот предмет. «Капитал» знали прекрасно, особенно наш любимый первый том!

Еще было очень много математики, особенно на первых курсах — математический анализ, теория вероятностей, программирование, матстатистика… Это все, я считаю, очень нужно экономистам. И мне до сих пор эти знания полезны.

«Нас так учили»: Елена Новоселова о том, как из ученого-экономиста вырасти до вице-президента банка

«Я считаю, это большое достижение университетского экономического образования — с одной стороны, нам давали серьезный объем и круг теоретических знаний, с другой — представление о масштабах производства, и затем — базовые инструменты для управления этим производством. Не трудно, владея инструментарием, заниматься экономикой и финансами в любой отрасли. Никогда не оказывалась в ситуации «я этого вообще не знаю».

Например, конец своей трудовой карьеры я работала на «Уралмаше», и мне было  понятно, как организовано производство, потому что я имела представление о технологии машиностроения — нам это давали в университете, равно как и технологию химической промышленности, электроэнергетики. Мы разбирались, как устроены данные виды производства,  в чем их особенности, каковы основные звенья…

А перед этим у нас была экономическая география, и мы хорошо ориентировались, где какие предприятия находятся, чем знамениты. Параллельно шла организация планирования промышленного производства. Что ни говори, при социализме круто планировали бюджет!

Также у нас был хороший курс по нормированию — спасибо Маргарите Ефимовне Добрусиной.  Организацию производства вел Бурыхин Борис Степанович, технико-экономическое планирование — Каргин Иван Петрович, бухучет — Каз Семен Маркович, управление — Телегина Надежда Александровна, математическое моделирование — Шапиро Людмила Дмитриевна, финансы — Земцов Анатолий Анатольевич, статистику — Иващенко Галина Алексеевна…

И это — не весь перечень курсов. И все пригодилось в работе. Например, нас научили калькулировать любое изделие в любой отрасли. Одна из моих одногруппниц всю жизнь работает калькулятором в ресторане (просчитывает стоимость блюд), считается одним из лучших специалистов Москвы.

«Нас так учили»: Елена Новоселова о том, как из ученого-экономиста вырасти до вице-президента банка

На Красноярской ГЭС и в «Томскнефти» мы внедряли системы социалистического соревнования, на птицефабрике «Томская» — систему оценки труда. Владимир Антонович преследовал две цели — и чтобы у кафедры были практические наработки, и чтобы молодые специалисты могли понимать, как устроено производство.

Ведь, например, прежде чем делать проект для нефтянки, мы объездили все промыслы, прохронометрировали работу бригад, посмотрели, из чего составлен их рабочий день, как организовано время труда и отдыха. Практический опыт мы потом обобщали в научных работах. Владимир Антонович жестко следил, чтобы в «библиотечный день» мы были в библиотеке. Он всегда говорил, что диссертации нельзя написать дома на кухне и в тапочках.

Однажды в нашу лабораторию (она располагалась в подвальном этаже главного корпуса) пришла Любовь Павловна Миронова. И сказала: «Нам надо открывать банк! Томские газовики боятся за свои деньги, не доверяют частным банкам, им нужен свой». Такой идеей, в принципе, все страдали — в начале 1990-х очень много коммерческих (кэптивных) банков было открыто, правда, многие потом как открылись, так и закрылись.

«Нас так учили»: Елена Новоселова о том, как из ученого-экономиста вырасти до вице-президента банка

Владимир Антонович, воодушевившись, поехал в Москву договариваться. «Газпромбанк» тогда располагался на небольшой площади в здании на улице Наметкина, где был офис «Газпрома». Владимир Антонович рассказал председателю правления, что к нему обратились газовые предприятия, которые хотели бы организовать филиал в Томске. В итоге мы получили добро и стали 11-м филиалом. Причем все остальные открывались в регионах, где была большая добыча газа, а у нас — всего лишь транспортировка.

Мы взяли в аренду комнату в «пятерке» (общежитие №5), потом — целое крыло. Было знаково, что Владимир Антонович, когда был студентом, в этом крыле как раз жил. «Трансгаз» нам дал служебную «Волгу», обои для офиса, мы построили кассовый узел — и дело пошло. Я оставалась старшим научным сотрудником в университете — всегда думала, что это будет моя основная работа, а в банк устроилась на полставки менеджером по рекламе. Решение приняла из серии «деньги не пахнут».

Но это оказалось очень весело! Все было новое, законодательства не было. Например, чтобы обслуживать наши газовые предприятия в Омске, Новосибирске, Барнауле, Кемерове, мы придумали удаленные пункты. И только потом появилось законодательство об операционных кассах. А она у нас уже в полный рост работала. Что не запрещено, то разрешено! На этой базе потом открылись прекрасные филиалы «Газпромбанка».

«Нас так учили»: Елена Новоселова о том, как из ученого-экономиста вырасти до вице-президента банка

Мы выдавали первый кредит будущей «КДВ-Групп» — под покупку оборудования для Яшкинской фабрики. Кредит был в валюте, оборудование европейское, для нас это было знаковое событие, для предприятия — тоже. Точно так же с нуля мы видели зарождение «Сибирской аграрной группы»: они начинали с ценных бумаг, Андрей Тютюшев (на фото) какое-то работал у нас в филиале.

Научились на этом зарабатывать, потом решили попробовать строительство, потом мы открыли им линию под покупку томского свинокомплекса, который стоял на грани банкротства, а спустя несколько лет — уже под постройку нового свинокомплекса в Екатеринбурге. Крутая это была история — за год в чистом поле появилось новое современное производство! Наши клиенты росли, и филиал рос вместе с ними. У филиала банка был и есть один из самых больших кредитных  портфелей среди филиалов «Газпромбанка».

Тем не менее, я долгое время считала банк такой… затянувшейся практикой. Мы все работали в университете, читали лекции. В банке меня прямо сердило, что все регламентировано, поэтому часто можно услышать, что в банке скучно работать, особенно в нижнем звене. И тогда я решила доказать и себе, и всем, что без регламентации не бывает инноваций, что инновационная деятельность должна быть организована, она не может стихийно возникнуть.

Так родилась моя докторская диссертация. Сегодня, кстати, меня эта мысль снова всколыхнула – активно внедряются цифровые технологии , и мы можем  стать заложниками отсутствия регламентированных процессов. Потому что нельзя автоматизировать «и т.д.» — процессы должны быть описаны, сформулированы, формализованы.

В 2013 году в центральном офисе «Газпромбанка» произошли изменения: зампредом, который стал руководить региональным блоком, стал управляющий филиалом в городе Екатеринбург, Ян Центер. Мы с ним были хорошо знакомы по работе в филиалах.

Ему нужны были кадры, которые смогут администрировать филиальную сеть банка, зная, что она из себя представляет. Позвал на эту функцию меня. И я поехала — так как мне всегда было комфортно заниматься организацией процессов, чему меня, собственно, и учили в университете.

В 2021 году я решила, что цель по профессиональной карьере я достигла и пора дать дорогу молодым. Меня пригласили поработать в управляющую компанию «Уралмаша» — директором по оптимизации бизнес-процессов.

Там я проработала два года — было очень здорово, интересно, динамично. Задачи, которые передо мной ставили, я постаралась выполнить, и затем попросила: отпустите меня на покой! Хочу еще пожить для себя. Оставить время для путешествий, для театров,  для внуков – пока еще есть силы всем этим насладиться…

«Нас так учили»: Елена Новоселова о том, как из ученого-экономиста вырасти до вице-президента банка

У меня всегда была мысль — на пенсии я, конечно же, буду работать в вузе. Связи с ТГУ долго не теряла. Но так получилось, что один из руководителей банка, Михаил Владимирович Рыбин, доктор технических наук, возглавил кафедру управления инновациями в Международном институте энергетической политики МГИМО МИД России. Михаил Владимирович позвал меня поработать на кафедре, дал курс «Финансовые инновации», третий год его читаю. Потихоньку пишу статьи… Непросто возвращаться в науку, но университетская среда — это всегда интересно, и я рада снова в ней оказаться.