Авторские материалы

«Нам нужно предложить что-то свое»: интервью Tomsk.ru с известным российским режиссером Александром Хантом

18:34 / 15.11.23
2688

Поговорили о современных проблемах отечественного кино

Мы в социальных сетях:

В рамках проекта «CAST. Сибирская кинофабрика» в Томск приехал известный российский режиссер Александр Хант. Он провел творческую встречу со зрителями и показал свой полнометражный фильм «Межсезонье» (18+), основанный на трагичной истории псковских подростков.

Также зрители знают Александра по работе «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (18+), ставшая самым настоящим инди-хитом среди отечественных любителей кинематографа. Tomsk.ru встретились с режиссером и поговорили с ним о том, как развивается российское кино, почему не стоит копировать голливудские формулы и что поможет завоевать доверие зрителей. Но обо всем по порядку.

«Нам нужно предложить что-то свое»: интервью Tomsk.ru с известным российским режиссером Александром Хантом

Как часто вы оказываетесь в подобных поездках?

Достаточно часто, обычно это связано с тем, что фильм выходит в прокат. Так можно получить первое впечатление от зрителей. Просто когда сам сидишь и смотришь свое кино бесконечно, то перестаешь понимать: как и что воспринимается. А когда сталкиваешься со свежей реакцией, то смотришь на работу новыми глазами. Для меня очень ценно оказаться в таких поездках.

Как вам Томск? Успели что-нибудь посмотреть?

Совсем чуть-чуть. Прилетели утром, успели погулять по проспекту Ленина. Фасад — прекрасен, во дворы — тоже интересно заглянуть. На Татарской улице побывали, дошли до реки. К студентам Факультета журналистики заходили, обсуждали какова тяжелая судьба российского независимого кино.

К слову об этом. В последнее время активно развивается якутский кинематограф, томские ребята из CAST начали создавать полноценные сериалы с известными российскими актерами. В чем, на ваш взгляд, феномен регионального кино? Почему у людей появилась необходимость высказаться на языке этого медиа?

Откровенно говоря, я не могу пока сказать, что такой феномен существует. Есть якутское кино — это действительно феномен. Есть много зрителей, которые хотят смотреть якутские фильмы на языке оригинала. У них на это появился некий внутренний запрос. Не уверен, что этот опыт подходит для других российских регионов, но люди хотят снимать — это прекрасно и здорово.

«Нам нужно предложить что-то свое»: интервью Tomsk.ru с известным российским режиссером Александром Хантом

У кино вообще сейчас непростая судьба, мы живем в засилье информации, где ниша фильмов стала не такой, какой была. Если раньше ты кино ходил смотреть на большой экран, то сейчас можешь смотреть его где угодно. И вот уже фильм конкурирует с любым роликом на YouTube. Вопрос лишь в том, как человек решит занять свое время.

Непонятно, каким образом сохранится кино, и сможет ли оно выжить в формате кинотеатрального проката? Или это будет просто ретро-фишка, куда люди будут ходить время от времени, чтобы получить какие-то волшебные впечатления. А вообще, есть впечатление, что сериалы нас сейчас захлестнут и непонятно, что от кино останется.

Грустно, я не знаю чего ждать.

На ваш взгляд, сейчас российское кино можно назвать однозначно хорошим?

У нас есть такая тенденция, но фильтров для реализации фильмов становится все больше, они становятся все сложнее. В частности, источники финансирования: Минкульт, Фонд Кино. В этом случае есть продюсер, который несет туда сценарий, и у авторов появляется много страхов и переживаний: можно это делать или нельзя, получим ли мы прокатное удостоверение? Это все мешает. И голос, который начинает появляться у российского кино, как будто немного зажимают.

Но при этом реальность начала проникать в фильмы. Главная проблема российского кино была в том, что оно оторвана от действительности. Это не значит, что нужно делать социальные фильмы, нет. Можно снять даже самую невероятную фантастику, но она должна бить в проблематику и в то, что с нами на самом деле происходит. А то фильмы дрейфуют либо к тому, чтобы просто создать копию уже успешного продукта, либо его авторы просто не могут вытащить реальность. И вот она, наконец, начала проникать в картины.

Но мы пока не можем сказать, что индустрия окончательно оформилась и может себя представить. Для этого есть очень простой критерий: когда мы заявим о себе на международной арене, и Россию начнут читать через наше кино.

«Нам нужно предложить что-то свое»: интервью Tomsk.ru с известным российским режиссером Александром Хантом

А в чем тогда заключается проблема? Почему зритель до сих пор не стремится доверять российским фильмам? Когда пропали блокбастеры, в кинопрокате появились маленькие картины: как зарубежные, так и наши, но какой-то особой кассы они не собирают. Да и нужна ли им эта касса?

Российским фильмам стало значительно комфортнее в прокате. Он стал лучше, но сами кинотеатры находятся в страшном бедствии. Те деньги, которые они зарабатывали раньше — не те деньги, что они получают сейчас, поэтому многие кинотеатры просто закрываются.

Но сейчас время возможностей, и мне кажется, что мы можем своего зрителя завоевать, преодолеть предубеждение, что от российских фильмов не стоит ждать ничего хорошего. Мы способны это сделать, но вот получится ли — сомневаюсь.

Сможет ли наше кино выйти на тот качественно новый уровень и полноценно заменить голливудские блокбастеры? Потому что мы, так или иначе, нуждаемся в них, кинотеатрам они нужны, из-за этого даже появился пиратский прокат. И российским авторам будто бы все еще нечего дать.

А у меня такое ощущение, что нам нужно не дать блокбастеры со спецэффектами, а предложить что-то свое. Есть же феномен советского кинематографа, фильмы которого мы легко и очень часто пересматриваем. Да, советское кино сейчас немного отживает свой век — сложно завлечь молодежь на фильм Данелия. Но это кино, которое работает. И нам было бы неплохо создать кино со своим лицом. Американское кино все равно никуда не пропало, даже если его не крутят на больших экранах, оно есть и остается прекрасным. Я не думаю, что есть смысл его повторять или пытаться заменить. Это тупиковое направление.

«Нам нужно предложить что-то свое»: интервью Tomsk.ru с известным российским режиссером Александром Хантом

Появилась ли в российском кино та самая средняя прослойка между авторскими фестивальными работами и дешевыми комедиями, которыми завалены кинотеатры? Или этого по-прежнему не хватает?

Не хватает. Этого и не хватает. Есть запрос на «нового» Балабанова, на авторское кино для всех. Существуют фильмы, которые идут только на фестивалях, и про них никто не знает. Фильмы интересные и изобретательные, но про них просто ничего неизвестно. А есть условный «Холоп» или экранизации сказок. Я чувствую, что сказками нас сейчас и завалит. Очень удобная тема: и денег можно много вложить в производство, и зрителю понравится. Никто ничем не рискует. Но не хотелось бы, чтобы мы оказались в бесконечном сказочном мире.

«Нам нужно предложить что-то свое»: интервью Tomsk.ru с известным российским режиссером Александром Хантом