Ровно 25 лет назад у МЧС России появился Центр экстренной психологической помощи. В честь этого редакция Tomsk.ru поговорила с начальником отделения ФПС ГПС по психологическому обеспечению отдела медико-психологического обеспечения управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Томской области Валерией Чамзы.
Зачем на работе надо гореть, почему опасно стать черствым и как так вышло, что психолог МЧС — немного HR-специалист — в материале Tomsk.ru
Немного HR-специалист
Валерия рассказывает, что одна из важнейших обязанностей психолога МЧС — профессиональный психологический отбор на службу. Каждый человек, который претендует на работу в МЧС сначала проходит собеседование с психологом ведомства.
«Мы смотрим только на наличие профессионально важных качеств у человека для этой должности. У всех профессий они разные, но к примеру у пожарных, чаще всего — это аналитический стиль мышления. Человек должен в горячих условиях давать холодное и разумное решение, потому что он обязан не только сохранить свою жизнь, но и спасти чужую. Это не тот тип профессии, где нужно геройствовать сломя голову», — пояснила психолог.
По ее словам, время — самый ценный ресурс. А психологический отбор помогает отсеять людей, которым будет трудно работать в ведомстве. Это упрощает жизнь и нанимателю, и работнику.
Чрезвычайные ситуации
Валерия считает, что психолог — «быстровыгорающая профессия». Ей надо гореть, без личной увлеченности в ней трудно работать долго, потому что постоянное взаимодействие с людьми быстро изматывает. К тому же, в силовых структурах к психологам бывает разное отношение: некоторые не понимают значимость, а то, что непонятно — всегда страшно.
Она отмечает, что в работе психолога МЧС есть свои отличия от других структур. И одно из них — реагирование на чрезвычайные ситуации. Томские психологи дежурят по неделям. В это время они не могут выезжать из города, ждут звонков 24/7 и, если их вызывают — выезжают на место в любое время дня и ночи.
«Мы быстро реагируем на ЧС и оказываем экстренную помощь гражданскому населению и нашим сотрудникам. Но, если что-то случается с личным составом, то мы всегда спрашиваем, нужна ли ему помощь. Потому что помощь нельзя навязать, наш главный принцип — не навреди», — сказала собеседница.
По словам сотрудницы ведомства, у каждого сезона есть свои беды. Например, в летний период тонет много людей: кто-то уходит купаться в состоянии алкогольного опьянения, другие оставляют детей без присмотра рядом с водоемами. Осенью в лесах часто теряются грибники. Весной — на неокрепшем льду проваливаются и тонут рыбаки.
«Мы не сможем помочь принять утрату»
Валерия подчеркивает, что каждый человек переживает горе по-своему. Некоторые замолкают и закрываются в себе. С такими людьми сложнее работать, потому что нужно, чтобы человек пережил негативные эмоции.
«Мы не сможем помочь человеку принять утрату, потому что горе может жить с ним всегда, и он никогда не примет его. Мы можем помочь осознать, что так случилось», — объясняет психолог.
«Твоя задача пострадать потом»
Психолог говорит, что абстрагироваться от работы тяжело, потому что пострадавший всегда ощущает эмоциональную дистанцию. Валерия подчеркивает, что «горюющий человек очень “хрупкий” и хорошо чувствует фальшь и неискренность». Важно соблюсти баланс: держат свои эмоции под контролем, но при этом стараться понять человека. Потому что есть тонкая грань между профессионализмом и черствостью.
«У меня есть важный принцип: если человеку плохо, то моя задача помочь. Нужно держать себя в руках и не реветь вместе с ним, иначе нам двоим просто будет плохо. Твоя задача пострадать потом», — говорит специалист ведомства.
Валерия отмечает, что иногда и психологам бывает тяжело. В региональном МЧС некоторым специалистам трудно выезжать на происшествия, связанные с детской смертью, потому что они проецируют это на своих детей. Но это часть их профессии и им приходится преодолевать свои страхи, чтобы помогать нам.