На выходных в Томске прошел второй фестиваль искусства и чтения «ТОМ», в рамках которого в город приехали представители разных российских книжных домов и издательств. Они общались с коллегами, вели дискуссии, принимали участие в круглых столах и договаривались о дальнейшем развитии с ТГУ, городом и друг с другом. Одним из гостей фестиваля стал директор издательства Ad Marginem Михаил Котомин, с которым удалось пообщаться нашему журналисту.
Говорили о природе современного чтения, медиа-революциях и пользе аудиокниг. Но обо всем по порядку.
Расскажите, как вам фестиваль?
-Мне очень нравится, это уже моя четвертая за лето поездка. После «ковида» пытаюсь проехать по стране, посмотреть, как организовано общество, как организована книжная инфраструктура. В этом смысле очень приятно быть в Томске. Шикарная Университетская роща, кампус.
Скажите, на ваш взгляд, насколько вообще актуальна и серьезна проблема чтения в современности?
-Мне кажется, что это немного ложная проблема. Потому что книга — это древнейшее медиа. И сейчас очевидно, что мы живем в мире медиа-революции, где борьба за чтение, как за единственный источник доступной информации — проигранная драка. В каком-то смысле мы читать уже не будем, а в каком-то — мы стали читать еще больше, буквально 24 часа в сутки, и это благодаря интернету.
Поэтому книга из источника знания превращается в источник интереса, который позволяет войти в мир информации, ставший очень широким. Нам доступна сейчас вся информация, мы можем дотянуться до чего угодно. И в этом мире безбрежного выбора очень сложно сфокусироваться: что тебе интересно и на чем ты хочешь сосредоточить свое внимание. На этом этапе книга точно остается незаменимой, она как возбудитель аппетита, которая может натолкнуть на любой-другой медиум. Книга лучше всех остальных дает фокус, и в этом ее новая функция.
Тогда вопрос как к издателю: почему книги в наше время — это такая непозволительная роскошь? Потому что если мы не говорим про книги в мягком переплете, разные сборники классики, то книги стоят довольно дорого. Обычный читатель не хочет покупать нон-фикшн за 1000 рублей.
-А дорого относительно чего? Если рассматривать книгу как впечатление, то у нее будет другая градация цен. Главное, чтобы это впечатление доставило вам удовольствие. Так что это скорее проблема инфраструктуры всех книжных магазинов, которые традиционно выглядят как храмы знаний и требуют от тебя покаяния. В этой перспективе книги стоят невероятно дорого. Но ведь все смартфоны стоят везде одинаково, кофе стоит везде одинаково, чек в баре везде более-менее похож. И если вы готовы потратить тысячу рублей в баре, чтобы получить удовольствие от общения с друзьями, то почему вы не можете потратить тысячу на книгу? Вопрос в том, что она должна дать вам равносильный всплеск интереса. Покупка книги должна радовать.
Вот Петербург, например, показывает нам образец радикальной реновации книжной инфраструктуры. Любой питерский книжный магазин выглядит как пространство радости, как модный бар. Там приятно копаться, приятно оставить деньги, ты не лезешь в интернет, чтобы сравнить цены, потому что тебе просто приятно туда зайти.
А комиксы и манга — это тоже чтение?
-Безусловно. Как я и говорил: мы живем в эпоху медиа-революции, а главная медиа-платформа — это интернет. А там картинка превалирует над словом. Это новый визуальный язык, на котором говорят все последующие поколения, для них это язык интернета. И в каком-то смысле он был изобретен в России, потому что отечественный авангард именно этим и занимался, он пытался через образы разбудить спящий народ, дать новые впечатления. Отсюда детские книги русских авангардистов, которые сделали открытие, что с детьми необязательно говорить на «детские» темы. Если найти правильную пропорцию слова, а лучше стихотворения, и картинки, то им можно рассказывать про водолазов и Красную Армию. До сих пор во всем мире багаж русского авангарда лежит в основе работ современных художников детских книг.
Тогда закономерный вопрос, возможна ли взрослая художественная книга, в которой используются иллюстрации?
-Конечно, причем иллюстрация необязательно может быть картинкой. Вот у нас вышла книга Эми Липтроп «Момент» с использованием искусственного интеллекта. Иллюстратор пропустила некоторые фрагменты книги через нейросеть и вставила прямо в текст эти странные образы, где сочетается органика и механизмы, где птицы превращаются в пинцет. Это опыт иллюстрированного нарратива, все это как-то врывается в книги, но зависит от цели. Можно и наоборот, убрать все визуальное, оставив место только для текста.
Говорят, что покупать книги и читать книги — это два разных хобби. Все мы покупаем их и ставим на полку, где они стоят и стыдят нас за то, что мы их не читаем. Как побороть читательскую прокрастинацию?
-Мне кажется, что очень важно просто расслабиться. Я против чувства вины и стонов о том, что кто-то читает или не читает. Нужно понять: а зачем вообще чтение нужно в нашей жизни? Ведь это инструмент, который позволяет нам выключиться из той интенсивной повседневности, где мы находимся. Он помогает нам расширить восприятие и отодвинуть границу возможного, помечтать, короче говоря. И книга всегда остается с нами. Сейчас можно дотянуться до любого современного чтива через онлайн-магазины. Так что книга — это легкий, не требующий больших затрат, элемент расслоения реальности.
Если сейчас проходит медиа-революция, то почему бумажные книги не думают умирать?
-Потому что это предмет. У него есть своя физическая природа и возможность менять миры и раздвигать границы воображения. Это все сокрыто в книге, у нее есть тактильность, а она сильнее влияет на память. Но есть и другое важное свойство — она не существует в безвоздушном пространстве, она стоит на полке в соседстве с другими книгами. И мне эти соседства всегда интересны. Когда я оказываюсь в гостях, то смотрю, с чем рядом стоит книга. И лично мне комфортнее в мире бумаги, чем в мире безразмерной цифровой информации.
А аудиокниги? Это можно назвать альтернативой бумаге или действительно неплохой способ начать читать?
-Скорее, второе. По многим замерам во время «ковида», слушать начинают те, кто давным-давно не брал в руки книги. Это для них более легкий вход, требует меньше усилий. И это позитивная новость. Нас тоже ждет дигитализация русской классики, будут бесплатные аудиокниги, на которые с удовольствием станут переключаться школьники. Хорошо это или плохо? А зачем оценивать факт, который еще сильнее поместит человека в эту интенсивную медиа-среду?
Это неостановимый процесс, это та научно-технологическая революция, которая синхронизировалась с кучей внешних процессов. И мы находимся внутри этого взрыва, в таком же находилось человечество в начале прошлого века. Ведь тогда революции и войны тоже соседствовали с первым медиарывком, когда появилась первая движущаяся картинка, кинематограф и радио. И я открыт к таким переменам, я их приветствую.