Осенью 2019 года томичка Олеся Нестолий спустилась с трапа аэропорта в Сочи, сменив томские зимы на пальмы и солнце. За плечами было образование художника и неоконченное — графического дизайнера, впереди — неизвестность.
Однако сейчас Олеся создала свою студию, где ведет занятия для детей, учит их рисовать, создавать костюмы и проявлять себя в творчестве. Олеся признается: сделать этого не получилось бы без навыков, которые девушка получила в ТГУ на двух совершенно не похожих друг на друга факультетах.
Увлекалась многим, но в сердце откликнулась живопись
Я — томичка, с самого детства увлекалась разными направлениями творчества. И ТГУ меня всегда привлекал своей статью, красотой, я мечтала поступить туда. Когда я училась в школе, моя подруга поступила на кафедру изобразительного искусства, я как-то побывала у нее в «гостях», и меня это очаровало. Я поставила себе цель обязательно туда попасть. Была на экскурсии, преподаватель показывал направления — я окончательно влюбилась в это дело.
Сейчас мне даже странно, что выбрала живопись, потому что интересовали и дизайн костюма, и просто дизайн. Но почему-то в тот период сердце откликнулось именно на этот факультет. К тому же я занималась рисованием, ходила в художественную школу, техникум с художественным направлением. И как продолжение своего образования, становления я выбрала данную кафедру
Я поступала в 2012 году. Говорят, в мое время была демографическая яма, и конкурс был небольшой, но я очень старалась, готовилась к ЕГЭ. Серьезно подошла к творческому экзамену и была на первых местах в рейтинге, когда поступала.
Культивировалось то, что ты должен всегда рисовать
Вообще я с очень большой любовью вспоминаю время обучения, оно многое дало. И один из преподавателей нам говорил, что университет не столько про образование, сколько про то, как выстраивать связи, структурировать время, расставлять приоритеты. Если говорить про художественное направление — запомнились Хоружая Нина Владимировна, мой основной преподаватель, Рощина Наталья Георгиевна вела историю искусств, Долгих Надежда Николаевна — педагогические дисциплины, Максимова Ирина Евгеньевна вела этнологию, религиоведение.
Я пришла на факультет стать художником, но в процессе обучения поняла, что мне нравится и педагогическая составляющая. У нас специальность еще так называлась, что главным было обозначено педагогическое образование, а мелким шрифтом — «живописец», и мы смеялись над этим в группе. А по окончанию учебы как раз все так и сложилось, что я почувствовала себя больше педагогом, чем живописцем. И где-то применяю подходы своих преподавателей сейчас, либо модернизирую их, поскольку у меня немного другая специфика.
Наша жизнь как студентов отличалась от других направлений вуза. Художники «жили» в своей небольшой мастерской, куда перебирались со второго курса. Первый мы больше проводили в корпусе философов и психологов. Потом часто задерживались после пар в мастерских и дорисовывали какие-то работы.
Можно сказать, свободного времени не было. Культивировалось то, что ты должен всегда рисовать, делать наброски, это на самом деле очень полезно, развивает тебя как художника. И, конечно, в процессе мы общались друг с другом, обменивались опытом.
Выпускную работу я делала по теме иллюстрации к детскому произведению — «Удивительное путешествие кролика Эдварда». На самом деле в нем заложен глубокий драматический смысл. Когда я выбирала тему, я поняла, что академическая живопись меня не особо увлекает — не самая сильная моя сторона. По душе было что-то иллюстративное, декоративное. Хоть это далось мне непросто, потому что иллюстрации не были основной составляющей нашего обучения.
Когда я делала дипломную работу, все, о чем я думала: когда же это все закончится? Но после выпуска посетила мысль: неужели это все? Мне мало, хочется нового! Хотелось не просто уйти в профессию и всю жизнь идти по этой стезе, а продолжать развитие.
От интровертов-художников к экстравертам-журналистам
Бытует мнение,что художники — это не про заработок, меня это поначалу пугало, если честно. Поэтому я постаралась максимально широко охватить эту сферу деятельности и в 2017 году, после выпуска, поступила еще и на факультет журналистики.
Мне очень понравились описание магистратуры: фотография, графический дизайн, новые медиа. Я увлекалась фотографией, графический дизайн освоила на курсах и хотела добрать знаний. Так получилось, что сейчас я применяю все навыки, полученные со всех моих обучений, так что все это точно оказалось не зря.
Магистратура меня удивила — нагрузка была совершенно другая, больше самостоятельной работы и меньше профильных дисциплин, куда ты приходишь слушать лекцию. Программа была настроена на людей, которые больше работают и уже что-то практикуют.
Если художники — это больше закрытые интроверты, у журналистов очень развита экстраверсия, они общительны, легки на подъем. Такими же были педагоги — Цырфа Анна Федоровна, Мясников Илья Юрьевич, Захаров Сергей Владимирович и Морозов Александр Владимирович по фотоделу. Морозов у нас не вел, но я сама напросилась с первым курсом ходить на его предмет.
В группе мы делали небольшие проекты, рассказывали о своем опыте, создавали внутри программы разные проекты. Именно там я познакомилась с феноменом дизайн-мышления: когда люди с разным опытом и профессиональными навыками собираются в одну команду и делают один продукт. Нас в магистратуру так и набрали – и журналисты, и фотографы, и из новых медиа, и художники. Такая команда может сделать многогранный продукт, интересный с разных сторон.
Когда Томск остался позади
Параллельно магистратуре я работала в школе преподавателем творческих дисциплин. Нравилось, но роста на этом месте я не видела, и оплата труда мне не подходила. Также эпизодически брала заказы как дизайнер, но поняла, что это — не совсем то, чего я хочу. И осенью 2019 года уехала из Томска в Сочи.
Переехать и открыть свою школу творчества мне предложила близкая знакомая. Сначала, конечно, было страшно, я опасалась все бросить и ринуться в незнакомый город, но все-таки решилась. Сначала работала на наемной работе в школе преподавателем художественных предметов, где-то брала заказы как дизайнер.
С одной стороны Сочи – это милая деревушка, а Томск – более культурный, молодежный город. Но с другой Томск напоминал мне жизнь обыденную, в которой люди выживают от лета до лета и терпят зиму. Сочи – это город из мечты с пальмами, морем, яркими пейзажами. И тут совсем другой стиль жизни — в удовольствие. Здесь много предпринимателей, людей, которые своими проектами занимаются. И город научил тому, что жизнью нужно наслаждаться.
В Сочи есть еще такая есть особенность, что сфера допобразования не очень хорошо развита, особенно на бюджетной основе. И для различных кружков здесь — раздолье, особенно в центре много желающих. Поэтому я параллельно работе по найму думала о запуске студии.
Сначала пригласила своих учеников из художественной школы на курс, отличный от рисования. Они пришли с удовольствием и занимаются у меня до сих пор. Постепенно набирались группы, и я вскоре перешла на полную занятость, работу на себя. Количество учеников варьируется от 20 до 50, летом их меньше: местные не очень признают жару.
Сейчас я веду курсы для детей по академической живописи, начальному рисованию, рукоделию, прикладному творчеству и шитью одежды. Помимо этого фотографирую их, когда мы отшиваем коллекции, разрабатываю личный бренд, логотип, вывески, разные подходы к рекламе применяю. Так что все мои образования в ТГУ очень пригодились и стали инструментом, без которого я бы не смогла дальше двигаться.
Я советую не думать про деньги, когда выбираешь профессию. Если занимаешься своим делом — оно у тебя идет от души, и ты можешь работать, не уставая, в том кругу общения, который тебе интересен. Ты обречен на успех, когда занимаешься любимым делом. Второе — не стоит бояться профессии художника. Хороших специалистов не так много, потому что люди часто боятся именно материальной нестабильности и не идут в эту сферу.
У меня есть подруга, которая смогла реализоваться исключительно как художник, и сейчас тоже живет в Сочи, есть одногруппники, которые работают в студиях и школах в Томске и других городах. Даже в процессе учебы тебя могут заметить на выставках, конкурсах. К тому же, есть художники, которые рисуют в программах, добирают знания по фотографии, маркетингу, графическому дизайну, проходят курсы или создают свои. И это дает огромное поле для того, чтобы заниматься тем, что нравится.