Компании «ЛесКом» из села Зырянское Томской области в декабре исполняется 18 лет. С 2006 года она производит и отправляет на экспорт за границу пиломатериалы, в основном, для производства мебели, которая расходится по всему миру. В 2023 году «ЛесКом» году стал лауреатом регионального конкурса «Экспортер года» среди компаний малого и среднего бизнеса. Об успехах и сложностях лесного предпринимательства, о поддержке и планах на будущее поговорили с директором компании Ольгой Чевтайкиной.
ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ
Во времена СССР на территории Асино действовал крупный лесозавод, на котором работали жители Асиновского и соседних районов. Здесь же трудились и родители Ольги. Сама она сначала ходила в школу при заводе, а когда выросла — сначала работала в теплице, затем стала заведующей банкетным залом в местной столовой. В 90-е предприятие закрылось, и Ольга решила открыть свою компанию. Первыми сотрудниками стали бывшие работники асиновского завода.
«Все мы — выходцы из лесозавода, и ничего другого, кроме как работать с лесом, не умеем, — рассказывает Ольга. — Поэтому я решила организовать собственное производство и обеспечить людей рабочими местами. Было страшно и трудно, но я не думала, что не справлюсь. Это семейное дело: вместе со мной трудятся сестры и муж. Помогает весь коллектив».
ВСЕ ПО-ЧЕСТНОМУ
Предприятие занимается исключительно переработкой: закупает лес у местных производителей и изготавливает пиломатериалы. В основном, из березы. Еще недавно продукция была ориентирована на Икею, компания даже прошла для этого специальную сертификацию по Международному стандарту. Затем «ЛесКом» один из первых в Томской области получил сертификат FSC (Forest Stewardship Council), что означает «подтверждение добросовестного использования древесины». Сейчас этот сертификат из России ушел, но появился отечественный аналог — «Лесной эталон».
«Он подразумевает, что ваше предприятие — не однодневка, и что ваш бизнес организован в рамках закона, что вы не нарушаете налоговый и трудовой кодексы. Хоть теперь это и чисто российская история, но, с одной стороны, она направлена на то, чтобы в нашей стране знали о фирмах, которые честно работают этом рынке. С другой — за рубежом этот сертификат также может позиционировать вас как честную, ответственную организацию».
СЛОЖНОСТИ ГЕОГРАФИИ
Сейчас штат компании всего 35 человек (на пике деятельности доходило до 75), и этот небольшой коллектив продолжает изготовление продукции, отвечающей самым высоким стандартам российских и зарубежных покупателей.
«В этом году мы отправили 132 контейнера, и в декабре уйдет еще 62 (один контейнер — около 45-48 кубов готовой продукции — прим.). Для процветания такого объема недостаточно, но хватает, чтобы не увольнять людей, платить зарплату и налоги».
Также Ольга отмечает, что в текущей ситуации небольшим предприятиях сейчас все равно проще — они мобильны, им легче маневрировать и приспосабливаться, да и государство сейчас больше обращает внимание на помощь малому бизнесу.
«В России нет больших предприятий по производству мебели, поэтому, в основном, мы работаем с Китаем. Раньше отправляли в Сингапур, Вьетнам, Гонконг — туда, где были заводы Икеи. Размеры наших пиломатериалов — от 80 сантиметров до двух метров — такие, которые как раз идут на изготовление кроватей, диванов».
Почему именно экспорт? В России, говорит Ольга, конкуренция большая: мы находимся в середине страны, и от нас одинаково далеко как до европейской части, так и до восточной, тарифы большие. Если брать европейскую сторону, то там в приоритете Калуга, Марий Эл, Псков и даже Белоруссия. На Дальнем Востоке — Владивосток и Хабаровск. Томский же рынок работает, в основном, с Китаем, и конкуренция особо не ощущается — заказчиков хватает.
МАЛОМУ БИЗНЕСУ — БОЛЬШАЯ ПОДДЕРЖКА
Два года подряд компания «ЛесКом» участвовала в региональном конкурсе «Экспортер года» среди компаний малого и среднего бизнеса и в 2023 стала лауреатом.
«Сначала хотели просто познакомиться, понять, что такое — «Экспортер года». И даже не рассчитывали, что станем лауреатами. Думали, малое предприятие, есть же более экономически развитые компании. А оказалось, мы действительно чего-то стоим. Очень приятно, когда тебя замечают на таком уровне, как администрация Томской области, региональный Центр поддержки экспорта. На следующий год обязательно подадим заявку».
Сейчас компания плотно сотрудничает с Центром поддержки экспорта, который проводит для предпринимателей бесплатные семинары, организует выставки и бизнес-миссии, консультирует по разным вопросам внешнеэкономической деятельности.
«На семинарах с нами делятся опытом приглашенные эксперты, мы всегда можем получить консультацию о текущей международной экономической ситуации, узнать последние изменения в законодательстве. Это очень большая помощь. В феврале этого года мы с подачи Центра приняли участие в выставке «Сибирская строительная неделя» в Новосибирске. Получилось здорово, наш стенд вызвал настоящий ажиотаж. И это была прекрасная возможность заявить о себе в рамках российского рынка».
«Вызывает уважение энергия и стойкость компании «ЛесКом», — комментирует руководитель Центра поддержки экспорта Александр Беляев. — За время их работы с зарубежными партнерами кардинально изменилась внешняя среда — от отказов покупателей до изменений в расчетах и удорожания логистики по привычным маршрутам. Однако даже в этих непростых условиях наши предприниматели ищут новые рыночные ниши и обеспечивают выпуск продукции самого высокого качества. Будем и дальше всячески поддерживать такие компании, используя возможности Центра поддержки экспорта и Российского экспортного центра».
Работа с восточными партнерами требует терпения и понимания культурных особенностей. Учитывая это, компания выстраивает долгосрочное сотрудничество с китайскими компаниями, с одной из которых партнерство продолжается уже 13 лет.
«Они заинтересованы в нас, а мы — в них. За это время у нас сложились доверительные, дружеские отношения. Только помогая друг другу, у нас получается держаться».
В современном изменяющемся мире часто приходится действовать по ситуации. Только взаимопонимание и человеческие отношения с партнерами помогают в самых сложных моментах.
В 2025 году томский Центр поддержки экспорта и Российский экспортный центр продолжат поддержку малых и средних экспорто-ориентированных предприятий через софинансирование участия в международных выставках и бизнес-миссиях, консультирование по различным вопросам ведения внешнеэкономической деятьности.
Поддержка экспорто-ориентированных компаний малого и среднего бизнеса оказывается Центром поддержки экспорта в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».
Социальная реклама. Центр поддержки экспорта Томской области, ved.tomsk.ru