Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+ Осторожно, спойлеры.
Студия Тимура Бекмамбетова Bazelevs давно уже стала известной на поприще фильмов, снятых с помощью захвата экрана, в так называемом скрин-лайф формате, где интерфейс ноутбуков, смартфонов и другой техники стал прямым нарративным приемом. Все для большей иммерсивности и погружения зрителя в происходящее. Студия уже выпускала полноценный хоррор «Убрать из друзей», детективный триллер «Поиск», и вот добралась до конспирологических историй в контексте недалекого, но довольно мрачного будущего. Что же собой представляет фильм «Возрожденные», и стоит ли набивший оскомину формат своего времени? Обо всем по порядку.
Фильм сюжетно начинается примерно в наше время, где отец с ребенком возвращаются домой с бейсбольного матча, в котором этот самый ребенок заметно отличился. Видим мы все это через звонок с женой. Внезапно на встречную полосу выезжает пикап и отец с сыном попадают в аварию, а поскольку мальчик сидел на переднем сидении, то его врачам спасти не удается. Муж, которого зовут Стэнли, прогоняется из семьи, потому что его жена Одри не прощает ему гибель сына. Но внезапно на помощь приходит Ватикан, которые узнали про эту аварию и предлагают воскресить мальчика. И у них все получается, так человечество вступает в новую эру Воскрешения. Впрочем, эта услуга доступна лишь тем, кто исповедует христианство.
Концептуально фильм поднимает ту же тему, что и фильм «Открытие», где ученые со стопроцентной вероятностью доказали жизнь после смерти. Люди тут же начинают меньше ценить реальность, их настоящую жизнь, подвергают себя риску или специально отправляются на тот свет, чтобы повидаться с близкими. Все эти вопросы, за вычетом последнего, в «Возрожденных» также имеются. Находятся активисты, которые начинают выступать адвокатами смерти и естественного жизненного цикла, «возрожденные» становятся новой социальной кастой, к которым у общества много вопросов и недоверия, а христианство принимает почти все население планеты. Ведь многим хочется не умирать, а продолжать жить в новом мире.
При этом перед нами полноценное социологическое исследование фантастического и крайне гипертрофированного общества, где многие современные проблемы по итогу становятся только хуже. Контроль за обществом и поведением человека в сети становится практически тотальным, ведь желающий воскреснуть передает право на все свои персональные данные Херувимам, хакерам на службе Ватикана, которые проверяют безгрешность того или иного человека и выносят вердикт, кто достоин второго шанса, а кто нет. За всеми в мире ведется глобальная слежка, а даркнет становится даже популярнее, чем он есть в нашей реальности. Словом, общество становится крайне лицемерным и пустословным местом. И главный герой пытается найти себя в нем, он становится священником, который проводит сеансы-исповеди с воскрешенными, чтобы внедрить их в общество заново, научить жить в новом статусе. Но именно его прихожанин совершает массовое убийство 17 человек, что и влечет за собой вторую сторону фильма — раскрытие тайного заговора.
В какой-то момент «Возрожденные» из неплохого визуального и мыслительного эксперимента превращаются в полноценный конспирологический триллер с элементами детектива, заставляя верить в придуманную авторами реальность еще больше. А формат скрин-лайфа играет в этом очень правильную для сторитейлинга роль. Узнавать про заговор церкви, сокрытые тайны и удаленные со всех сайтов новостные заметки действительно проще через монитор компьютера, где зритель может увидеть и эмоцию героя, и еще несколько параллельно проходящих процессов. Фиксированная камера и звонки по телефону умудряются сохранять саспенс, заставляя зрителя вместе с героем двигаться к концу фильма, чтобы уже понять все его смыслы.
Если происходит погоня, то авторы показывают ее с нескольких полицейских камер, что повышает динамику, если на главного героя совершается покушение, то режиссеру хватает таланта заставить зрителей смотреть в другую сторону, чтобы не слишком рано увидеть угрозу. Все это больше напоминает не полноценный триллер о злой и коварной церкви, а вечерний серфинг в интернете, когда мы находим какой-то интересный факт и стараемся узнать о нем все, пока не потухло наше любопытство. И авторам играючи удается провернуть такой эффект со зрителем.
По итогу мы получаем два в одном: острую сатиру и возможность предсказать одно из потенциальных вариантов будущего, пусть и рассмотрев его через фантастическую призму, и довольно сбитый конспиранси-триллер, за которым действительно любопытно наблюдать. При этом авторы решили, что хэппи-эндов в таких историях не бывает, и завершили все на очень эмоциональной и внезапной ноте. Да, кого-то может оттолкнуть формат скрин-лайф, потому что не хочется смотреть полтора часа в чужой монитор, но «Возрожденные» — это не тот случай. Здесь вы даже не поймете, сколько вообще прошло времени.