Источник фото: Томская драма
Движ с Серовым

Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы

20:01 / 13.05.24
2241

Рассказываем, стоит ли смотреть новый спектакль Драмы

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее, исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 16+

Ставить на большой театральной сцене прозу — это всегда вызов. И не каждому режиссеру он по силам. Конечно, в Томске имеются примеры того, когда все получалось: «Преступление и наказание» от Театра драмы или «Обыкновенная история» от ТЮЗа. Но иногда что-то в создании спектакля может пойти не так. К примеру, сам первоисточник.

Произведение Ильфа и Петрова «12 стульев» — это комплексное и довольно продолжительное произведение, которое отлично сочетает в себе сатиру и самое настоящее приключение, ведь Киса Воробьянинов и Остап Бендер отправляются в полноценное путешествие, чтобы достичь своей окончательной цели. В тексте множество персонажей, еще больше событий и сюжетных перипетий, что может стать немалой проблемой для постановки даже большой театральной формы. Получилось ли у режиссера Петра Нореца справится с этой непростой задачей? Обо всем по порядку.

Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы
Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы
Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы

Спектакль рассказывает знакомую всем поклонникам Ильфа и Петрова историю, в которой скромный конторский служащий Киса Воробьянинов и остроумный, хитрый трикстер Остап Бендер отправляются на поиски двенадцати стульев, в одном из которых теща Воробьянинова Клавдия Ивановна Петухова спрятала бриллианты и драгоценности на очень большую сумму. Дело осложняется тем, что бывшее имущество Ипполита Матвеевича оказалось в руках самых разных и неожиданных людей. Так что героям предстоит сложный и подчас тернистый путь по нахождению стульев и бриллиантов.

На основе текста культовых сатириков режиссер создает свой мир, который точно сможет удивить зрителей. Несмотря на то, что время событий точно определенно, 1927 год, спектакль разворачиваются на стыке оригинального произведения, известных советских экранизаций, огромного количества постмодернистских уловок и заигрываний, фарса, а иногда даже абсурда и сюрреализма. Временами действие превращается во что-то предельно условное и малозначительное, лишь бы рассказать историю квеста по поиску стульев. А иногда — авторы концентрируют свое внимание на отдельных сценах настолько пристально и тщательно, что зрителю в зале остается лишь цитировать оригинальное произведение.

Петр Норец наполнил свою постановку максимально странными, карикатурными и практически мультипликационными персонажами, которые будто бы становятся шаржами на и без того условные и крайне характерные образы Ильфа и Петрова. Парик из сушек у Кислярского, живой компьютер-архивариус, шахматисты, актеры театра «Колумб» — все это добавляет произведению очень нужный и правильный градус абсурда, забираясь время от времени на территорию фарса и фантасмагории. Разумеется, актерские работы при этом находятся на высоте. И особенно сильно отличились в этом артисты на эпизодических ролях. Константин Зуев, Дмитрий Янин, Дмитрий Упольников, Аделина Бухвалова и Екатерина Дружкова показывают самый настоящий мастер-класс, выступая в одном и том же спектакле совершенно в разных и непохож амплуа. Иногда менять образы, одежду и грим приходится в контексте одной и той же сцены.

Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы
Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы
Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы

Но главным украшением постановки точно стал Константин Калашников, которому пришлось сыграть 12 ролей за два акта. И практически каждый раз актеру удается украсть сцену своими репликами, очарованием и безусловным мастерством. Нельзя не отметить и выдающуюся игру Владимира Козлова, который крайне проникновенно, глубоко и в какой-то степени трагично показал зрителям Воробьянинова.

И все это происходит на фоне бесконечных сломов четвертой стены, внезапных концертных номеров под «Король и Шут», драк под Gogol Bordello, цитирований стихов группы «Ария», множества кинематогорафичных моментов, дерзких сатирических выпадов и немалого количества импровизации. Словом, спектакль создан удивлять, поражать и развлекать. Но есть один минус, который портит общее впечатление от постановки — его продолжительность.

Спектакль длится три часа, и тут авторов можно понять. Оригинальное произведение построено практически как роуд-муви, и чтобы оценить его финал необходимо пройти весь путь от начала до конца. Героям и зрителям нужно найти все 12 стульев и увидеть все злоключения Бендера и Воробьянинова, но это не идет на пользу постановке.

Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы
Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы
Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы

Очень часто режиссер теряет темп повествования: то произведение показывает события будто бы на ускоренной перемотке, оставляя за скобками важные и не очень детали, то тормозит и чрезмерно увлекается той или иной сценой. Все это способно вызвать либо скуку, либо усталость, так что многие в зале ждали: когда же будет конец. Также эта усталость негативно сказывается на финале спектакля, на той самой яркой точке с невероятной игрой Владимира Козлова. В нее уже никто не верит, так что своего эмоционального импакта произведение не дает, а жаль.

В итоге получается крайне изобретательное, смешное, очаровательное и местами сюрреалистичное произведение. Оно может развлечь, оно может напугать, оно может заставить задуматься, но его длительность и нарушенный темп довольно близко забирают все эти возможности. Стоит ли смотреть этот спектакль? Конечно же стоит, особенно яростным фанатам романа, но будьте готовы к тому, что даже вам «12 стульев» от Томской драмы смогут надоесть.

Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы
Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы
Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы
Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы
Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы
Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы
Классическая комедия с флером постмодерна: каким получился спектакль «12 стульев» Томской драмы