Сегодня, 6 августа, в Точке кипения состоялся открытый круглый стол «Бизнес и сохранение культурного наследия Томска», в рамках которого эксперты и предприниматели оценивали льготные программы по восстановлению домов и обсуждали реальные практики и трудности этого процесса.
Одним из спикеров выступил председатель городского комитета по сохранению исторического наследия Никита Кирсанов. Он напомнил собравшимся о прекращении работы областной и муниципальной программы по сохранению деревянной архитектуры Томска в 2016 году и рассказал об успехах более современной программы — «Дом за рубль».
«Дом за рубль» — это один из механизмов, который закрывает проблему увеличения количества расселенных домов На сегодняшний день эффективность программы может быть оценена в 93%, исходя из количества расселенных многоквартирников, которые подготовлены к торгам и реализованы в течение года. Грубо говоря, 93% — это количество расселенных деревянных зданий, которые сегодня программа «Дом за рубль» в состоянии в течение года «переварить». <…> Меня радует, что «Дом за рубль» является успешной программой, при ряде проблем, которые она в себе содержит. Но при этом это один из немногих городских проектов, который оказался успешным, он работает», — рассказал Кирсанов.
При этом он отмечает сразу две проблемы, от которых город не может избавиться. Первая — программа «Дом за рубль» оказалась своеобразной компенсацией проседанию работы на всех остальных уровнях. Она прикрывает проблемы, связанные с тем, что остановлены городские программы по сохранению исторического наследия, которые администрация с огромным трудом пытается перезапустить. В том числе это связано с отсутствием организационной и финансовой поддержки со стороны областной администрации.
Вторая проблема — «возникновение иллюзии» того, что «Дом за рубль», в ее лучшем и модернизированном варианте может решить все проблемы, с которыми столкнулся город. В частности, проблему увеличения количества расселенных деревянных домов.
«Когда этих домов станет в два раза больше, когда их станет 180, а в перспективе — 375 или больше, тогда программа с таким количеством зданий просто не справится. И город превратится в «кладбище заброшенных домов». <…> Программа «Дом за рубль» не сможет справиться с этой задачей, пока кроме нее ничего нет. Чтобы решить эту задачу, необходимо возвращаться к подходам, которые имели место при Лигачеве и Крессе: нужна системная работа с существенным участием областного и городского бюджетов, инвестиционных средств по сохранению и развитию исторического центра», — отметил Кирсанов.
Также, по его словам, проблему не решат средства из федерального бюджета, он считает такое финансирование опасным для региона в данный момент.
«Нам нужно научиться ремонтировать многоквартирные исторические дома маленькими средствами, и только после этого мы можем ставить вопрос о выделении денег из федерального бюджета», — прокомментировал председатель.
С другой стороны вопроса оказались инвесторы, томские предприниматели. Их главная проблема в программе «Дом за рубль» — это ее нерентабельность. Много об этом рассказал предприниматель Евгений Калугин, который восстановил по программе «Дом за рубль» четыре исторических дома: на улицах Красноармейской, 78, Пушкина, 5, Октябрьской, 30 и в переулке Кустарном, 6.
«Сделайте так, чтобы восстанавливать дома было экономически выгодно. Я — инвестор, а не меценат. Мне нужно, чтобы мои деньги прирастали, моя рентабельность на этих домах от 12% до 16%. Это то, сколько я зарабатываю с вложением этих денег. <…> Сегодня мне проще положить в банк под 19,5%, чем заниматься восстановлением. На последнем доме на Красноармейской, 78 моя рентабельность — 14,7%. Восстанавливать здания экономически нецелесообразно. Кроме того, это не моя собственность. <…> Чтобы Томск стал городом будущего, как хочет Никита Олегович, дайте бизнесу возможность иметь на этих домах более 20% процентов. Либо отдайте в собственность», — высказался предприниматель.
В свою очередь, Кирсанов объяснил причины отказа выдачи «Домов за рубль» в частную собственность. По его словам, это может привести к мошенническим схемам и уничтожению деревянного зодчества.
«Мэрия была вынуждена отказаться от приватизации этих домов, потому что собственник, который брал здания якобы на восстановления, потом их сносил и строил что-то более современное. Типичный пример этого — дом на улице Герцена, 24. <…> По федеральному законодательству есть только одна форма передачи в собственность арендованных домов — это преимущественное право приватизации арендованного имущества при выполнении условий договора аренды. Здесь напрашивается очень красивая мошенническая схема, когда арендатор скупает подряд все эти дома, исправно в течение года вносит арендную плату и больше не делает ничего. Через год арендаторы пользуются преимущественным правом приватизации, становятся собственниками земельных участков и домов, после чего, если дома не являются памятниками, сносят их и строят другие здания», — Кирсанов.
От этой схемы муниципалитет спасает только одно — высокая стоимость выкупа земельного участка. Это является главным тормозом для реализации подобной схемы.
Напомним, что в последнее время в Томске участились пожары в деревянных домах, в том числе в тех, что входят в программу «Дом за рубль». Так произошло с домом на улице Гагарина, 33. Само здание ожидает новых торгов, так как инвесторы отказались от подписания договора.