В 1934 году в Америке была открыта первая прачечная самообслуживания. И почти 90 лет спустя такие появились в Томске. В этом году в нашем городе стала доступна услуга нового формата. Это прачечная, где нет ни одного сотрудника: только машинки, сушилки, инструкция и автоматы со специальными гипоаллергенными средствами для стирки. Прачечные такого формата существуют в разных странах, поскольку востребованы: люди экономят место в квартирах, не покупая машинку и сушилку, экономят электричество, воду и, конечно, время.
Как это работает?
Да, прачечные в Томске были и раньше, найти их можно в разных районах. Однако там всегда есть администратор и, как правило, большинство машинок вмещают негабаритные вещи.
Прачечные самообслуживания в Томске почти одновременно запустили в разных районах. Одна из них – франшиза «Стирка.com», которые уже есть в более чем 100 городах России.
Как рассказала управляющая прачечной Марина Полянская, в основном к ним приходят либо с большими объемами стирки, либо с габаритными вещами – от игрушек до пуховиков, пледов и палаток. Машинки и сушилки вмещают до 10 кг вещей, а барабан для стирки — 120 литров воды. В среднем меньше, чем за 2 часа можно получить чистые и сухие вещи, а подождать – в зоне ожидания прямо в прачечной или погулять в торговом центре.
А если возникнут вопросы? В прачечной есть инструкции: как получить из автомата моющее средство, как запустить машинку и сушилку, как оплатить услугу. Либо можно узнать все подробности на горячей линии прачечной.
«Я вижу все операции в личном кабинете, где все автоматизировано, и через камеры. Периодически могу подключиться, чтобы проверить, все ли хорошо. Чаще приходят женщины 25-45 лет. Но бывает, стираются и мужчины – это всегда история. Кто-то не читает инструкции, кто-то стирает без средств для стирки. И не каждый признается, что что-то недопонял. Приходит мужчина, активный такой, все знает. Забрасывает белье в сушилку, оплачивает, засыпает порошок, включает – и уходит… У меня душа разрывается. Прихожу, дожидаюсь клиента, запускаю стирку. Могу и голосовым через камеру помочь, если вижу, что что-то не так. Когда запустились весной, первые месяцы я каждый день приходила сюда на 2 часа, чтобы понять, заходит ли формат, и объяснять людям принцип работы», — рассказала Марина.
И формат зашел. Причем часто томичи выбирают какую-то одну услугу: только постирать объемную вещь, чтобы высохла дома, либо принести белье на сушку, чтобы не раскладывать вешалку на сутки дома. Марина уточняет: стирать можно практически все, если это указано на ярлыке. Главное – правильный режим. Исключение – подушки, подстилки животных и вещи с нефтяными пятнами.
Семейное дело, нужное другим
Прачечная самообслуживания «Стирка.com» стала семейным бизнесом. Ранее предпринимательством она не занималась, но накопила 25 лет опыта работы в коммерции.
«Когда у тебя есть запрос – все вокруг за него цепляется и сердце откликается на нужное. В голове у меня как-то давно отложилось, что это будет прачечная, и что я смогу воспользоваться поддержкой от государства. Меня подтолкнул рандомный звонок год назад. Телефонный робот спрашивал: «а не хотите без вложений заработать 100 тысяч рублей?» Там даже про прачечную ничего не было. В итоге я попала на вебинар, где бизнес с прачечными предлагали развивать ребята. И то, о чем говорили на вебинаре, я уже знаю, я почувствовала уверенность, и идея зародилась», — рассказала Марина.
В бизнес Полянские решили войти по франшизе, которая уже успешно работала во многих городах России. Они предоставили концепцию места, брендбук и свои разработанные аппараты для оплаты стирки и продажи геля и кондиционера.
«Франшиза чем хороша – это опыт, которому ты доверяешь. В других городах это сработало, почему у нас нет? Если у кого-то остались иллюзии, что франшиза – это кабала с бешеными процентами, то могу сказать, что сейчас бизнес немножко устроен не так».
Поддержку Марина получила и в центре «Мой бизнес», как предприниматель. Реклама с новой прачечной появилась на городских банерах, в соцсетях и СМИ.
«Рекомендую разобраться предпринимателям в мерах поддержки от государства, и пользоваться такой возможностью. Но я знала заранее про такую возможность, так как сталкивалась с ней раньше по другим направлениям. На старте посмотрела варианты, где могу ее получить», — отметила Марина.
В первый месяц вышли в ноль, в планах – вторая точка
Услуга среди томичей оказалась действительно востребована: в первый же месяц прачечная сработала в ноль, что для бизнеса на старте – отличный показатель. И к осени через полгода дело начало приносить уже ощутимые результаты.
«Все, кто приходили к нам, находили повод поделиться рекомендациями с друзьями или прийти на повторную стирку. Начали и игрушки приносить – недавно видела, девушка стирала таких котиков-колбасок длинных. Чаще, конечно, приносят пледы и одела, сейчас – пуховики. Малый бизнес приходит за услугой: кейтеринги, рестораны, барбершопы, мини-гостиницы, которым нужно постираться быстро. Единственное, чего я не учла – я думала, что услуги будут брать комплексно. Но летом 50% людей из экономии времени или денег уходили с отжатым бельем, без сушки. Как зимой будет – еще не знаю. Пока это требует развития, популяризации услуги, но мы приучаем людей к новой услуге».
За полгода прачечная получила множество положительных отзывов и постоянных клиентов. Поэтому Марина планирует к апрелю 2024 года открывать вторую прачечную в Октябрьском районе Томска. А пока прийти и воспользоваться услугой нового формата можно по адресу г. Томск, ул. 79-й Гвардейской Дивизии, д. 12/1.