Источник фото: kinopoisk.ru
Движ с Серовым

Искусственные конфликты и ностальгия по нулевым: каким получился фильм «Я делаю шаг»

20:03 / 09.09.23
1881

Рассказываем, почему можно пропустить этот фильм в кино

Мы в социальных сетях:

Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 6+ Осторожно, спойлеры.

Отечественное кино по-прежнему предпринимает попытки по созданию фильмов, которые могли бы зайти очень широкой аудитории. Лавируя между высокоинтеллектуальным фестивальным кино и низкосортными комедиями и детективами, российские авторы пришли к милым и трогательным история, которые точно не оставят никого равнодушным.

По крайней мере, такой заход отлично работал на бумаге, да и фильм «Далекие близкие» дает понять, что вектор проложен правильный. Но иногда случаются осечки. Очень обидные, программные и искусственные. Такой ошибкой стал фильм «Я делаю шаг». Но обо всем по порядку.

Искусственные конфликты и ностальгия по нулевым: каким получился фильм «Я делаю шаг»

В центре сюжета парень по имени Саша Макаров, выпускник престижного вуза, учитель по образованию. Он мечтает работать в элитной школе и жить свою лучшую жизнь с любящей девушкой рядом, но судьба распоряжается совершенно иначе, выбрасывая его из привычных латте-пробежных будних столичного жителя в приземленную провинциальную реальность. Если конкретнее, то домой в Псков. Там он должен пять лет отработать в родной школе, где его ненавидит завуч, да и как-то с учениками не получается найти общий язык. Ну и два факта в копилку образа Саши: он полный сирота и дислектик. То есть он физически не может читать и писать, что является краеугольным обстоятельством всей картины. Так что он придумывает план: выиграть со своим девятым классом престижный литературный конкурс, чтобы улучшить свое положение.

Да, как вы уже правильно поняли, перед нами та самая история, где не самый приятный человек становится лучше с помощью детей, все в итоге приходят к катарсису и всемирному счастью. Но есть пара знаменателей, которые не позволяют сюжету работать так, как задумано. В первую очередь, главный герой. В самом начале зрителю показывают то, как ему трудно: его сурово подставляет и предает его любимая девушка, он вынужден вернуться в родную школу, вся жизнь будто бы трещит по швам, а драматически вовремя показанная пустая родительская квартира окончательно завершает образ персонажа, которому хочется сопереживать. Но буквально сразу же все разбивается об характер Саши, он оказывается слишком неприятным человеком.

Искусственные конфликты и ностальгия по нулевым: каким получился фильм «Я делаю шаг»

При этом необоснованно неприятным. С порога грубит подруге детства, входит в конфронтацию с завучем и детьми, создавая проблемы на пустом месте, а все остальное время ходит и дуется от того, насколько же с ним несправедливо поступила жизнь. Да, сценарии с подобными ходами тоже работают с очень плохими героями, но сначала зрители видят его темную сторону, а только потом проникаются драмой. Здесь же авторы поступили иначе, а ведь это именно тот случай, когда от перемены мест слагаемых сумма меняется на противоположную.

Вторая проблема фильма — он теряется в том, что хочет показать. С одной стороны, перед нами выпускник 2020-ых годов, самый свежий и прогрессивный учитель на районе. Но когда авторы решают обратиться к его школьному прошлому, то от них начинает веять ни то поздним Советским союзом, ни то чем-то вымышленным, как будто в Пскове конца нулевых все поголовно играли на гитарах во дворах и общались как бывшие комсомольцы. История пропитана анахронизмами, так что поверить происходящему сложно, ведь то и дело приходится отвлекаться на немые вопросы по поводу показанного сеттинга. И верить в него точно не хочется. При этом в фильме действительно есть отличные моменты, иллюстрирующие временные срезы не хуже фильма «Батя». Чего, например, стоит открытый урок в школе начала нулевых, который неплохо так ворошит личные воспоминания.

Искусственные конфликты и ностальгия по нулевым: каким получился фильм «Я делаю шаг»

Третья проблема — искусственность конфликтов и путей их решения. Невозможно поверить в то, что студент, поступая на целевое, забыл про факт отработки этого направления. Как и в то, что проблема, оказывается, решалась одной строчкой в сценарии фильма, которую лениво вставили в конце картины. Подготовка детей для литературного конкурса выглядит как простые ответы на вопросы школьной программы по литературе. Зрителю не показывают то, как ребята развиваются и становятся лучше, оставляя за кадром крутые вещи, которые позже обязательно всплывут, а ведь это одна из причин смотреть подобное кино. Сплочение и дружба в изначально проблемном коллективе.

Конечно, без плюсов картина тоже не осталась. Актеры-дети очаровательны и способны украсть каждую сцену с ними, в них чувствуется искренность и желание выложиться на сто процентов. Есть неплохой юмор и попытки проанализировать прошлое детей из нулевых и поздних девяностых — все это работает как приятная ностальгия и точно сможет вызвать улыбку.

Но все остальное выглядит как халтурная попытка склеить между собой ряд разрозненных драматургических штампов, актерских этюдов и действительно неплохих авторских идей. По итогу получается монстр Франкенштейна, созданный лишь для попытки популяризировать профессию учителя. Довольно бесталанной, буквальной и искусственной попыткой. До «Общества мертвых поэтов», «Умницы Уилла Хантинга» или той же «Большой перемены» этому фильму точно далеко.

Искусственные конфликты и ностальгия по нулевым: каким получился фильм «Я делаю шаг»