Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 6+ Осторожно, спойлеры.
Отечественное кино по-прежнему предпринимает попытки по созданию фильмов, которые могли бы зайти очень широкой аудитории. Лавируя между высокоинтеллектуальным фестивальным кино и низкосортными комедиями и детективами, российские авторы пришли к милым и трогательным история, которые точно не оставят никого равнодушным.
По крайней мере, такой заход отлично работал на бумаге, да и фильм «Далекие близкие» дает понять, что вектор проложен правильный. Но иногда случаются осечки. Очень обидные, программные и искусственные. Такой ошибкой стал фильм «Я делаю шаг». Но обо всем по порядку.
В центре сюжета парень по имени Саша Макаров, выпускник престижного вуза, учитель по образованию. Он мечтает работать в элитной школе и жить свою лучшую жизнь с любящей девушкой рядом, но судьба распоряжается совершенно иначе, выбрасывая его из привычных латте-пробежных будних столичного жителя в приземленную провинциальную реальность. Если конкретнее, то домой в Псков. Там он должен пять лет отработать в родной школе, где его ненавидит завуч, да и как-то с учениками не получается найти общий язык. Ну и два факта в копилку образа Саши: он полный сирота и дислектик. То есть он физически не может читать и писать, что является краеугольным обстоятельством всей картины. Так что он придумывает план: выиграть со своим девятым классом престижный литературный конкурс, чтобы улучшить свое положение.
Да, как вы уже правильно поняли, перед нами та самая история, где не самый приятный человек становится лучше с помощью детей, все в итоге приходят к катарсису и всемирному счастью. Но есть пара знаменателей, которые не позволяют сюжету работать так, как задумано. В первую очередь, главный герой. В самом начале зрителю показывают то, как ему трудно: его сурово подставляет и предает его любимая девушка, он вынужден вернуться в родную школу, вся жизнь будто бы трещит по швам, а драматически вовремя показанная пустая родительская квартира окончательно завершает образ персонажа, которому хочется сопереживать. Но буквально сразу же все разбивается об характер Саши, он оказывается слишком неприятным человеком.
При этом необоснованно неприятным. С порога грубит подруге детства, входит в конфронтацию с завучем и детьми, создавая проблемы на пустом месте, а все остальное время ходит и дуется от того, насколько же с ним несправедливо поступила жизнь. Да, сценарии с подобными ходами тоже работают с очень плохими героями, но сначала зрители видят его темную сторону, а только потом проникаются драмой. Здесь же авторы поступили иначе, а ведь это именно тот случай, когда от перемены мест слагаемых сумма меняется на противоположную.
Вторая проблема фильма — он теряется в том, что хочет показать. С одной стороны, перед нами выпускник 2020-ых годов, самый свежий и прогрессивный учитель на районе. Но когда авторы решают обратиться к его школьному прошлому, то от них начинает веять ни то поздним Советским союзом, ни то чем-то вымышленным, как будто в Пскове конца нулевых все поголовно играли на гитарах во дворах и общались как бывшие комсомольцы. История пропитана анахронизмами, так что поверить происходящему сложно, ведь то и дело приходится отвлекаться на немые вопросы по поводу показанного сеттинга. И верить в него точно не хочется. При этом в фильме действительно есть отличные моменты, иллюстрирующие временные срезы не хуже фильма «Батя». Чего, например, стоит открытый урок в школе начала нулевых, который неплохо так ворошит личные воспоминания.
Третья проблема — искусственность конфликтов и путей их решения. Невозможно поверить в то, что студент, поступая на целевое, забыл про факт отработки этого направления. Как и в то, что проблема, оказывается, решалась одной строчкой в сценарии фильма, которую лениво вставили в конце картины. Подготовка детей для литературного конкурса выглядит как простые ответы на вопросы школьной программы по литературе. Зрителю не показывают то, как ребята развиваются и становятся лучше, оставляя за кадром крутые вещи, которые позже обязательно всплывут, а ведь это одна из причин смотреть подобное кино. Сплочение и дружба в изначально проблемном коллективе.
Конечно, без плюсов картина тоже не осталась. Актеры-дети очаровательны и способны украсть каждую сцену с ними, в них чувствуется искренность и желание выложиться на сто процентов. Есть неплохой юмор и попытки проанализировать прошлое детей из нулевых и поздних девяностых — все это работает как приятная ностальгия и точно сможет вызвать улыбку.
Но все остальное выглядит как халтурная попытка склеить между собой ряд разрозненных драматургических штампов, актерских этюдов и действительно неплохих авторских идей. По итогу получается монстр Франкенштейна, созданный лишь для попытки популяризировать профессию учителя. Довольно бесталанной, буквальной и искусственной попыткой. До «Общества мертвых поэтов», «Умницы Уилла Хантинга» или той же «Большой перемены» этому фильму точно далеко.