Дисклеймер: то, что вы прочтете далее исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 18+ Осторожно, спойлеры.
Мы уже несколько раз говорили о том, что жанр фэнтези в современном кино терпит не самые урожайные для себя времена. «Ведьмак», бывший неплохой надеждой, обернулся толерантным неканоном, а из последних успешных картин можно похвалить лишь экранизацию «Подземелья и драконы». Отечественный контент тоже не поражал воображение, ведь на каждое городское фэнтези вроде «Конца света» находилась одна очень амбициозная, но при этом провальная «Этерна».
И вот на российских стримингах появляется сериал «Библиотекарь», в основе которого лежит книжный первоисточник — все то же городское фэнтези в антураже позднего советского периода. Получилось ли у авторов учесть опыт своих коллег и сделать действительно хорошее и уверенное жанровое шоу? Обо всем по порядку.
История рассказывает об актере-неудачнике Алексее Вязинцеве, которого сыграл Никита Ефремов. На дворе 1999 год, перспектив ноль, поэтому главный герой всячески старается уехать в Лос-Анджелес, чтобы построить карьеру успешной голливудской звезды. Впрочем, в планы вмешивается суровая реальность в виде американского посольства и фэнтезийный мир в виде сумасшедшего наследия отца. После своей смерти он завещал сыну целую квартиру в городке Широнино в глубинке Нижегородской области. Но при попытке ее продать, парню открывается странный и опасный мир с необычными книгами, что дарят сверхспособности. Вокруг этих книг построены библиотеки во главе с хранителями — библиотекарями. Эти группировки то и дело сталкиваются в кровопролитных сражениях ради контроля над очередной книгой. Отец Алексея как раз был таким библиотекарем, поэтому сыну ничего не остается, кроме как продолжать дело родителя.
Да, завязка немного странная, избитая, и все это попахивает очередным избранным-попаданцем, которому предстоит решить судьбы миллионов, стать самым крутым воином и победить всех на свете врагов. Такое мы видели уже ни раз, поэтому прокатанные вдоль и поперек рельсы мономифа и становления героя вряд ли кого-то удивят. Не менее странным покажется и антураж, ведь фактический конец 20 века никак себя не выдает. Зритель будто застрял в некоем призраке Советского союза, вынужденный наблюдать набившие оскомину интерьеры и одежду. Впрочем, такая оторванность от прогрессивного мира с первыми мобильными телефонами и отсутствием интернета идет сериалу только на пользу, ведь верить в силу волшебных книг и реальность стычек между библиотеками можно только при отсутствии массовых коммуникаций. В ином случае все тайное уже давно бы стало явным.
Но далеко не это делает «Библиотекаря» отличным сериалом. Основная проблема большинства современных отечественных шоу — отсутствие глубины и проработанности мира. Будто бы заявленных восьми часовых серий недостаточно, чтобы рассказать цельную и не рваную историю. Где одно действие логично выливается в другое, где новое появляется тогда, когда нужно, а зритель не успевает заскучать или запутаться в происходящем. «Библиотекаря» хорошим делает грамотная сценарная последовательность и отсутствие спешки. К примеру, в первой серии авторы успевают показать нам главного героя, обозначить все его личные конфликты и проблемы, а потом уже ввести в совершенно новый мир, где на протяжении остального сериала он будет прогрессировать и вести сюжет вперед, превращаясь из стороннего для новых обстоятельств человека в проактивную фигуру. И во все это хочется верить, ведь персонажи прописаны на очень достойном уровне.
Да, тут есть злодеи на один эпизод, как в каком-нибудь «Скуби-Ду», но есть и более мрачные и нагоняющие жути антагонисты, чья мотивация, несмотря на фэнтезийную составляющую мира, довольно понятная и почти житейская — получить как можно больше власти, чтобы жизнь всегда оставалась прекрасной и богатой. Соратники главного героя хоть и не имеют обширных биографий, но наделены яркими чертами и четкими характерами. Запросто можно понять, как себя поведет тот или иной герой в необычной ситуации. Им хочется верить, хочется сопереживать. При этом среди них нет четкого добра или зла, зона серой морали в сериале довольно обширна, так что идеалистические порывы главного героя очень заметно выделяются на фоне общей массы сомнительных решений персонажей, а его личное развитие при этом выходит на совершенно новый уровень.
Конечно же, говоря про фэнтези, невозможно не сказать пару слов про мироустройство. Зрителю очень быстро дают понять, что за волшебные книги, и в чем скрывается их сила. Как они работают, чем опасны и почему так важны. Проговаривая все эти истины главному герою, второстепенные персонажи обращаются напрямую к зрителю, выстраивая очень четкую и понятную работу местной вселенной. Принимая все эти факты, вы уже не захотите задавать неудобных вопросов, потому что этот конкретный вымышленный мир работает по крайне четким законам, и что бы в нем не происходило, оно останется в рамках логики произведения. А это повышает как интерес, так и непосредственную вовлеченность зрителя.
На этот же принцип работают клиффхэнгеры, внезапные сюжетные повороты, способные перевернуть произведение с ног на голову и обратно, что невероятным образом интригует и заставляет ждать новых эпизодов все сильнее. По итогу мы получаем грамотно написанную, хорошо поставленную, наполненную понятными правилами, персонажами и коварными интригами историю в жанре городского фэнтези. Этот мир действительно может увлечь за собой и подарить дозу того самого эскапизма, которую мы всегда ждем от подобных произведений. Если же вы не фанат жанра, то все равно дайте шанс «Библиотекарю». Ведь даже если закрыть глаза на все сверхъестественное, то останется история интересных людей в неординарных обстоятельствах. И сложно будет остановиться, не узнав, чем все это закончится.