12 июня в Первом музее славянской мифологии прошел довольно необычный концерт. В тот вечер свою музыку играла девушка Ольга Глазова, которая создает мелодии на таких инструментах как гусли и арфа. За свою карьеру Ольге удалось поработать с такими группами как «Аквариум», «Аффинаж» и Theodor Bastard. Томичам она подарила незабываемые эмоции и волшебное звучание инструментов, которые по-прежнему принято считать некой экзотикой.
Мы же поговорили с Ольгой и постарались разрушить некоторые мифы о гуслях и профессии музыканта, а также обсудили музыкальное разнообразие. Все это в нашем небольшом разговоре с Ольгой Глазовой.
Наверняка вас спрашивали, что гусли или арфа могут стать неинтересными в какой-то момент, что тогда будете делать?
-Чегооо? Так и запишите мой ответ! С чего это вдруг? Нет, такого не может быть, потому что любая музыка важна. Назовите мне какой-нибудь инструмент, который стал неинтересным. Никогда такого не было. В любом случае за инструментами стоят люди, поэтому слушателям всегда будет больше интересен человек, а не его музыкальный инструмент.
А какую музыку вы предпочитаете? Что у вас обычно в наушниках играет?
После концерта в Красноярске у меня в плейлисте заиграла песня Валерии «Танец для двоих». Такое тоже случается. Но у музыкантов есть шутка: я музыку не слушаю, я музыку играю. Если вдуматься, что всю музыку не переслушать, то становится так грустно, потому что ты можешь быть всегда не актуален. Но это депрессивный подход, музыка всякая хороша, но та, что у всех на слуху, обычно хуже. Она менее интеллектуальная, а лично мне хотелось бы быть умнее с каждым днем, поэтому я понимаю, что хорошую музыку надо искать.
Никогда не было желания поработать с кем-то из современных исполнителей?
Да, конечно, интересно поработать с разными и необычными составами, куда бы гусли очень подошли. Но на сегодняшний день я понимаю, что бы такое реализовать, нужно не просто что-то придумать и с кем-то заколлабиться, нужна какая-то идея. Потому что просто так написать любому артисту: «Давай что-нибудь придумаем!». В высших музыкальных эшелонах так уже не делается. Для них это не просто хобби и творчество, а профессия и дело всей жизни. На этом уровне артисту важно не просто «что-нибудь придумать», а очень четко понимать, что конкретно ты с ним будешь придумывать.
Если кто-то захочет добавить гусли в поп-музыку, то для меня это будет немножко скучно. Электронная и поп-музыка — это работа за компьютером. Нужно сесть, включить трек, записать пятисекундный кусочек гуслей, а потом это все кто-то будет составлять по частям в песню. Это будет неинтересно. Гораздо приятнее записывать живую музыку. Я никак не могу от этого отказаться, это более ценно и более дорого.
У вас не было мысли освоить еще какой-нибудь инструмент? Из совершенно другой культуры?
У меня высшее музыкальное образование, так что мой второй инструмент, помимо специальности — это фортепиано, с которым у меня хорошие и спокойные отношения. В колледже искусств я проходила факультативные мероприятия по домбре, по балалайке, знаю подход к баяну. Кроме того, я начинала выступать в фолк рок-группе, играя там на поперечной флейте, так что такие маленькие навыки останутся со мной навсегда.
Какие-либо еще этнические инструменты я пока что не рассматривала, не было повода приобрести себе какой-нибудь удивительный инструмент из удивительной страны. Могу только поблагодарить вас за то, что подали идею.
А кто-нибудь считает гусли странным инструментом?
Гусли — это нормально! Гусли — это хорошо и круто. По большей части ты сталкиваешься с каким-то чрезмерным удивлением, когда кто-то видит инструмент. И поскольку он не имел многовекового пиара и пришел не с Запада, то для людей выступает каким-то предметом экзотики. Как и другие многострунные инструменты на территории России, потому что их очень много, и они разные. Хотелось бы, чтобы инструмент потерял свой статус «экзотического» и стал более привлекательным для всех остальных слушателей. Потому что гусли — это просто тембр, просто красивый инструмент, такой же, как фортепиано, скрипка, гитара и многие другие.
В зарубежных странах, таких как Эстония, Латвия, Литва и Финляндия, подобные инструменты уже давно прошли путь обновления и стали чем-то современным. А наши гусли все еще находятся в отчасти устаревшем варианте использования. Если мы посмотрим на академическую ветку гуслей, то увидим, что инструмент по-прежнему старается доказать свое место в спектре признанных. <…> Почему-то скрипачи — это высокая музыкальная культура, а «народники» — нет. Это не очень правильно.
Я считаю, что своей деятельностью я меняю отношение к гуслям. В ту сторону, где появится более совершенная версия инструмента и более правильное впечатления о нем.
Над текстом работали: Мария Лобанова, Вячеслав Серов