Дисклеймер: то, что вы прочтете далее, исключительно авторское мнение, соглашаться с ним или нет — вопрос каждого. 12+
Первая «Дюна» Дени Вильнева — это самое настоящее кинособытие. Кто-то до сих пор относится к фильму как к неплохому средству уснуть, а кто-то считает картину самой грандиозной фантастикой, которая своими масштабами может переплюнуть экранизацию «Властелина колец». И в том и другом аргументе есть своя правда, но истина, как водится, где-то посередине. При этом никто не может отрицать, что первый фильм дилогии Вильнева — это по-настоящему монументальное и без малого великое кино, которое совершенно точно задает планку качества и требования к современному образу фантастических историй.
При этом важно держать в уме, что сам режиссер называет вторую часть не сиквелом, а прямым продолжением, будто бы речь идет об одной самостоятельной картине, которую поделили на две. На ее фоне первая «Дюна» — это лишь подготовка к тому, чего так ждали фанаты, к активному действию, сражению и трансформациям главных героев. Первый фильм лишь расставил фигуры на доске, а второй призван показать, как эти фигуры собираются ходить. Но вот получилось ли у Дени Вильнева разыграть незабываемую шахматную партию по мотивам бессмертного произведения Фрэнка Герберта? Обо всем по порядку.
Второй фильм действительно продолжается там же, где закончился первый. Кровожадные Харконнены продолжают искать в пустыне возможных выживших среди Дома Атрейдесов, параллельно уничтожая коренное население планеты — свободолюбивых и доблестных фрименов. Полу и его матери Джессике предстоит влиться в новое общество, став его самой ценной и действенной частью, ведь благодаря многовековой работе сестер из ордена Бене Гессерит многие жители Арракиса считают Пола Атрейдеса Лисан аль-Гаибом, «Гласом из Внешнего мира», пророком и мессией, который спасет планету и ее население. По преданиям, именно Полу суждено вернуть песчаной планете ее прежний зеленый вид. Пол с матерью активно пользуются этими суевериями, чтобы поднять полноценное восстание. При этом Джессика настаивает на том, что ее сын обязан пройти обряд инициации Бене Гессерит, чтобы стать Квисац Хадерахом, самым могущественным существом в галактике, который способен будет увидеть и будущее и прошлое.
Из синопсиса становится понятно, что первичной основой для истории по-прежнему остается роман Герберта, Вильнев планирует довести все действия до логического конца, но пути режиссер выбирает иногда совершенно непредсказуемые и местами инновационные. К примеру, автор не стал растягивать пребывание Пола среди фрименов на несколько лет, как это было в книге, так что хронология картины ограничивается годом активных действий разных сторон. Из-за этого частично меняется концовка фильма и другие значительные детали, но они могут стать серьезным спойлером даже для тех, кто не читал произведение.
При этом Вильнев, прислушавшись к критике, превратил вторую часть «Дюны» в самый настоящий адреналиновый аттракцион, наполнив его колоссальными по масштабу сражениями, гладиаторскими поединками и поездками на огромных песчаных червях. Больше «Дюна» не выглядит как усыпляющий разум арт-хаус, но как авторское кино, которое стремится донести все идеи оригинала.
За безумным темпом повествования то тут, то там скрываются все важные темы, что скрыл в своем романе Герберт. Тут и мысли о детерминизме и невозможности изменить свою судьбу, и яростная притча о возмездии и кровавой справедливости, и размышления о тяжелом роке правителей, и о религии, которая может запросто заменить здравый смысл.
Во второй части Вильнев не изменяет себе и в визуальной составляющей картины. Он превратил работу Фрэнка Герберта в самую настоящую античную трагедию, где ошибки одних действующих лиц и слепая вера в собственную непобедимость влекут за собой расплату целой галактики в лице Пола Муад’Диба Атрейдеса, который не станет щадить на своем пути никого. От того вторая часть «Дюны» кажется еще более грандиозной и монументальной во всех своих проявлениях. Архитектура зданий, нравы и быт великих домов, тирания императора и самый настоящий крестовый поход главного героя — все это выполнено с титаническим размахом, показывая практически библейскую риторику происходящего. Впрочем, иногда этот пафос успешно сбрасывается с помощью юмора и иронии, которыми на этот раз наделили совершенно разных персонажей, что может немного оттолкнуть, но в итоге придать картине дополнительную глубину и связь с античными сюжетами.
Во второй части Вильнев поднимает ставки и на сто процентов выдает ту эпичность, что годами скрывалась на страницах романа Герберта. Мы видим грандиозные сражения, мы видим титанов в лице главных героев, мы видим как все они проходят трансформацию и раскрываются по-новому. Из забитого и непонимающего подростка Пол Атрейдес превращается в самого настоящего религиозного лидера и сверхчеловека, которым он должен стать по пророчеству. Леди Джессика из напуганной и несколько зависимой от своего мужа женщины становится мудрой и опасной интриганкой, которая в одиночку дурманит разум целой планеты. Рабан Харконнен показывает свою трусливую натуру, воевода Гарни наконец-то предстает перед зрителем в своем боевом великолепии и так далее. Каждый из персонажей получил толчок и развитие, став не тем, кем он был в самом начале истории. И за это огромное спасибо нужно сказать актерам, которые все эти метаморфозы смогли передать. Особенно на общем фоне выделяется Тимоти Шаламе. Ему удалось мастерски показать переход от неуверенного Пола к мудрому и местами жесткому Муад’Дибу.
В итоге Вильнев создал не идеальный сиквел, но отличное завершение собственной истории, которая на полуслове прервалась в первом фильме. Если смотреть на обе картины так, как просит режиссер, воспринимая их как единое целое, то перед нами окажется далеко не эталонная, но крайне эффектная, красочная, безумно красивая и невероятно талантливо воспроизведенная экранизация. Да, свои противники среди любителей оригинального романа у нее точно найдутся, но лучшей попытки перенести грандиозный мир Герберта на большой экран у нас нет. И вряд ли когда-то еще появится.